"... Тихо пришли в равновесье Зыбкого
сердца весы.
Миг между светом и тенью! День меж зимой и весной!..."
(В. Брюсов)
Весенним межсезоньем в Питере не слишком уютно.
"Погоды не будет", - предупреждали метеосайты, но
переносить свидание с крымско-питерским греком было уже некуда,
до закрытия выставки оставались считанные дни. Да и вряд ли
восприятие искусства зависит от погоды, важнее - состояние
души. Хотя иногда - придешь на вернисаж в поганом настроении,
а выйдешь, осененный благодатью. Современное искусство, правда,
чаще вызывает обратный эффект.
С
Куинджи у меня отношения особенные - временезависимые .
Кто-то, может быть, разочаруется, посетовав на неумолимое
время, состарившее краски. Но мне его творения неизменно возвращают
радость бытия и даже порой трепетное ощущение счастья, которое
бывает лишь при первом свидании. (Мистика. И как он угадал
место ).
Очарованный светом Куинджи так тонко чувствовал
отношения света и тени, что цвет ночи на его картинах составляли
более 40 разных оттенков. Лучше всего сила света его ночных
картин проявляется в полумраке. Жаль, что организаторы не
сделали выставку подобно выставке Филонова
в затемненном зале.
Сам "гений света" показывал публике
свою "Лунную ночь на Днепре", зашторив окна и осветив
ее двумя лампами. И те счастливцы, которые попали на ту выставку
одной картины, были ей околдованы. Картина волшебным образом
создавала эффект присутствия. Очевидцы рассказывали о речном
воздухе, наполняющем комнату, и фантастической луне, на которую
если долго смотреть, то больно глазам, как будто она настоящая.
Известные художники удивлялись лунной "зелени",
чуть не в лупу рассматривали мазки и рассуждали о новом слове
в колористике. Но как и всякому гению, чудо открытия далось
Архипу Ивановичу в муках творчества. Какие краски взять, в
какой пропорции смешать, чтоб получился свет на грани яви
и неви - сияние воздуха, неба, воды, радуги, луны, солнца,
снега, травы после дождя? Великий Леонардо готовил краски
по своим рецептам, получая разные оттенки зеленого цвета,
к примеру, смешением зелени с мумией, с алоэ, с желчью, с
индийским шафраном... Куинджи покупал обычные краски в лавке
на Невском, изучал трактаты Петрушевского и Менделеева о цвете,
светоносности палитры, свойствах красочных пигментов и неделями
не выходил из мастерской... А "лунную ночь" сразу
же купил великий князь Константин Константинович (поэт Серебряного
века), и отчасти из-за него мы не можем почувствовать истинную
магию картины сейчас. Князь взял ее с собой в кругосветное
путешествие, а морской воздух, увы, не пошел краскам на пользу.
Волшебный
свет на картинах Куинджи высветил в душе главное солнечные
пятна, которые тут же выступили на небе .
Жаль, ненадолго. Облачка сомкнулись, вернули в явь, где внутреннее
подстраивается под внешнее, затейливые узоры птичьих следов
запутали, закружили... Но вектор движения был выбран правильно:
глинтвейн в арт-кафе серебряного века согрел руки и продлил
состояние "между явью и невью".
В
Михайловском садике
![](sm/536.jpg)
|