"И мы забыли навсегда, Заключены
в столице дикой,
Озера, степи, города И зори родины великой.
В кругу кровавом день и ночь Долит жестокая истома...
Никто нам не хотел помочь За то, что мы остались дома,
За то, что, город свой любя, А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя Его дворцы, огонь и воду. "
(Анна Ахматова, "Петроград 1919")
Из
Шумерийской кофейни в Шереметевском дворце Анна Ахматова и
Владимир Шилейко переехали в служебный флигель другого дворца
- Мраморного, где второму мужу будущей великой поэтессы выделили
две комнаты от Российской академии истории материальной культуры.
Есть разные мнения об этом странном браке, в котором супруги
называли друг друга столь же странными именами: он называл
ее Акумой (ахматоведы переводят c японского, как "нечистая
сила"), она его - Буканом (пугало для детей или та же
"нечистая сила" у славян). Но, наверное, важны не
названия, а интонации. Остались стихи и письма, которые яснее
всяких толков сохранили тепло их душ.
Вместе
с ними жил добряк-сенбернар, которого Владимир Казимирович
подобрал на улице, а Анна Андреевна, в калошах, подвязанных
веревочками, выводила Тапа гулять на Марсово поле, спасая
пса от табачного чада его хозяина-гения. Скудного пайка едва
хватало. Шилейко мог обойтись без пищи, но не без курева.
Оно его и сгубило. Он умер в 30-м от чахотки, не дожив до
40. Сама Анна Андреевна говорила о нем с восхищением, хотя
и замечала, что "если бы я дольше прожила с В. К., я
тоже разучилась бы писать стихи... Он просто человек был невозможный
для совместного обитания...”
Вероятно, в этом и объяснение, почему она ушла жить к Ольге
Судейкиной, но в 1924-м после отъезда подруги в Париж Анна
Ахматова вновь вернулась с Фонтанки на Миллионную,
5 ухаживать за Тапом. Шилейко в том году много времени
проводил в Москве, где служил в Музее изящных искусств. Тап
болел и грустил без него. А Владимир Казимирович писал бывшей
жене теплые письма с забавными рисунками и подписью: "Твой
друг и брат".
Им удалось сохранить дружеские отношения, начавшиеся еще
в пору озорных маскарадов в артистическом кабаре "Бродячая
собака".
Официально
прибежище для артистической богемы на
углу Михайловской пл. и Итальянской ул. было зарегистрировано
как "Подвал Общества интимного театра" и открылось
в ночь на 1 января 1912 года. За три года существования клуба
в стенах подвала, расписанных фантастическими фресками Сергея
Судейкина и геометрическими фигурами Кульбина, перебывал весь
цвет русского ренессанса. Спектакли, поэтические вечера, битвы
футуристов с акмеистами, капустники и маскарады, диспуты,
презентации литературных сборников, рождественские мистерии,
лекции и доклады... В "Свиной книге", лежащей у
входа в Большой зал на тумбе, остались бесценные автографы,
шаржи, эпиграммы, рисунки, нотные экспромты и даже "Мысли
о театре будущего", написанные рукой Вахтангова. Книга,
к сожалению, канула в лету. Спустя 3 года власти закрыли "притон
богемы", по причине продажи спиртных напитков, запрещенных
в военное время. Но "полночную гофманиану" подвала
вберет в себя "Поэма без героя" Ахматовой.
А "Бродячая Собака" мистически спасет ее в 1941-м.
В начале войны Анна Андреевна, как и все ленинградцы, оказывает
посильную помощь городу: роет траншеи, шьет мешки для песка,
красит огнеупорной известкой балки на чердаке Шереметевского
дворца, пакует ящики с художественными ценностями, укрывает
скульптуры. Однажды воздушная тревога застала ее на Михайловской
площади, и все из трамвая бросились в ближайший двор, поглубже,
в подвал... Подвал был тем самым, приютившим когда-то бездомных
поэтов.
После закрытия "Бродячей Собаки" в 1915-м идейные
ее вдохновители сделали еще одну попытку создания в Петербурге
литературно-артистического кабаре. Теперь оно называлось "Привал
комедиантов" и находилось на углу
Марсова поля в доме Адамини. В 18-м веке здесь разыгрывали
commedia dell'arte, а с конца 19-го века гуляла широкая масленица.
В том же доме с 1910 года жила "Коломбина 10-х годов"-
Ольга Глебова-Судейкина. В "Привале комедиантов"
Юрий Анненков специально для нее поставит балет-пантомиму
Дебюсси.
... А солнечным мартовским днем 1962 год Ахматова вновь
проедет через любимый город сквозь "страшный фон жизни
и стихов" и вспомнит свой серебряный век: «И пустые окна
Мраморного дворца («Там пью я с тобой ледяное вино...»), и
угол Марсова Поля, откуда не хочет и не может уйти моя поэма,
и ворота, в которые мы когда-то входили, чтобы по крутой подвальной
лестнице сойти в пеструю, прокуренную, всегда немного
таинственную «Бродячую собаку»...»
Михайловская площадь сегодня называется площадью Искусств,
и в одном из подвалов углового дома (пл.Искусств, 5) к 300-летию
Петербурга вновь открыто кафе "Бродячая Собака".
|