"Прямое назначение искусства - быть
фактором эволюции интеллекта. "
(Павел Филонов)
После двухдневной свинцовой хмари солнце вспыхнуло,
почти как Сверхновая, и вызолотило улицы. В одном из питерских
скверов даже был обнаружен не совсем облетевший каштан. И
- акума меня дернул (или дернула) - забрести на выставку Филонова...
До
сих пор филоновское творчество не отягощало мое сознание,
отзываясь в нем смутными ассоциациями с цветными узорами в
калейдоскопе - игрушке детства. Тогда мне почему-то все время
хотелось залезть внутрь сказочной трубки, чтобы все это великолепие
не только издалека посмотреть, но и в нем оказаться, ну хоть
- потрогать. Может, поэтому трубка часто ломалась, стеклышки
рассыпались...
В корпусе Бенуа для выставки Филонова выгородили
черной материей пространство - специальный зал, напоминающий
по форме продолговатый рыбий пузырь. Посетители ныряли внутрь
и бродили в потемках, как ежики в тумане в сумерках, наедине
с Филоновым. Чтобы зрители не наткнулись друг на друга, потемки
подсвечивались точечными источниками света, которые направляли,
как путеводные звезды, человеческий поток к выходу, и освещали
каждую из 100 картин. Лучшего оформления для ретроспективы
творчества Павла Филонова придумать, пожалуй, сложно. Всматриваясь
в филоновские фантазмы в этой черной трубе недолго было вместо
спасительного выхода улететь в какие-нибудь "стихиалии
ада". Сам Филонов считал картины выходом в открытое пространство
космоса.
- Пошли отcюда, крыша едет, - дернули меня за рукав.
Точно. Легче всего, наверное, было тем, кто
ходил в наушниках, с радиогидом. Из остальных музыка вынимала
душу. Это - не просто железом по стеклу, много хуже. Музыкальная
шкатулка из "Судьбы резидента", по сравнению с этими
звуками - детская забава. От них моя монада-душа разлагалась
в атомы и, наверное, летела куда-то соединяться с мировым
разумом. Вот только... мне она пока еще на земле нужна.
Музыку эту сочинил ... никто. Так звучат сами
картины Филонова. А исполнитель - уникальный аппарат - синтезатор
АНС (Александр Николаевич Скрябин). Принцип его разработан
еще в 1938 году. Рисунки Филонова, переведенные на стеклянные
пластинки, вставляются в синтезатор, и тот переводит их в
звуки. Выглядит
инструмент внушительно, а узнав, какие картины ("Голгофа",
"Головы") звучали на выставке, тихо радуюсь, что
не осталась на Голгофе дольше, а то бы вышла оттуда с "лицом
расцвета".
В 20-е годы Филонов работал с мозгом Ленина
в мавзолее, "изучая" взаимосвязь графики мозговой
поверхности с умственными способностями. В дневниках того
времени Павел Николаевич записал: "Дал себе постановку
проработать тип лица мирового расцветателя, двигающего к двойному
натурализму. Хочу проверить действие мозгового усилия для
выработки единиц ума, сохраняющих на лице выражение расцвета."
Филонов присутствовал также на опыте по фиксации мыслей на
фотопластинке и, уверившись в том, что человек может видеть
незримое, разработал свой метод (аналитическое искусство),
помогающий перенести незримое на живописные холсты.
Ознакомиться с творчеством Филонова можно было
и в информационных киосках музея: на экране компьютера - всё
не так страшно, подумаешь - эффект ретикуляции (как фотопластинку
засунуть в горячую воду) или фасеточное зрение Человеки -
Мухи... Вот только муха видит реальность, а Филонов увидел
скрытую жуть в мировом расцвете, или, наоборот - скрытый мировой
расцвет в окружающей жути... Картина "Цветы мирового
расцвета" была написана в 1915-м, когда уже шла первая
мировая. Жуть 20-го века только начиналась. С другой стороны,
это был расцвет Серебряного века, и каждый из его очевидцев
выплеснул свой вариант предвидения жути.
Как художник Павел Николаевич Филонов заявил
о себе в "Союзе молодежи", образованном в 1909 году.
Художники этого объединения вместе с поэтами-футуристами устраивали
кубофутуристические спектакли на пике русского ренессанса.
В 1912-15-м Филонов оформляет спектакль "Владимир Маяковский",
буклеты футуристов, издает свой труд "Проповедь о проросли
мировой", сближается с Велимиром Хлебниковым, разделяющим
его взгляды и идеи, бывает и в "Бродячей собаке".
Кстати, Хлебников свои поэтические зарисовки, посвященные
знаменитому подвалу, озаглавил "Лесная жуть".
К
счастью для меня, до закрытия музея еще оставалось время,
и эволюционный процесс, запущенный искусством Филонова, не
успел затронуть графику моего серого вещества, ибо оно переключилось/отдалось/слилось
с искусством других художников. Отдыхаю от миазмов
фантазмов Павла Николаевича у полотен Саврасова Алексея Кондратьевича,
хотя и видела уже эту выставку в Москве. Моя монада облегченно
вздыхает и хочет не к мировому разуму, а в эту избушку, где
лес в инее. Удивительно
то, что мимо нее я пробегала на лыжах много раз (километров
5 от дома), но Саврасов-то жил на 100 лет раньше и не здесь!
... И впервые вижу некоторые оригиналы картин
художников Серебряного века. После реставрации и реконструкции
Большой анфилады в корпусе Бенуа обновили постоянную экспозицию,
добавили "мирискусников" и других символистов и
авангардистов Серебряного века.
В
Мраморном дворце - выставка серебряных принтов времен того
же Серебряного века, но не наших. Американский коллекционер
привез в Россию уникальную коллекцию фотографий рук. Главный
шедевр выставки - фотография, сделанная американским фотографом
Альфредом
Штиглицем в 1920-м году. Генри Буль приобрел ее почти
за 400 000$. "Настоящая" фотография экспонируется
в 3 залах. Еще в двух залах - современная фотография: отрезанные
руки трупов, руки убийц, и т.п.
Внук
Николая II и последний владелец Мраморного дворца, кстати,
тоже принадлежал к братству поэтов Серебряного века. К сожалению,
кабинет и музыкальная гостиная Великого князя Константина
Константиновича Романова по-прежнему закрыты. Зато неожиданно
открыли Мраморный зал.
Те,
кому не удалось посмотреть ретроспективу творчества Филонова
в Питере, еще не опоздали навсегда. Еще есть шанс успеть встретить
год огненной свиньи с лицом расцвета. В Москве та же выставка
(даже на 40 картин больше но на свету) и с тем же синтезатором
откроется 27 декабря в Музее личных коллекций.
|