"Желание странствовать не профессия, а склонность души.
Она или есть, или ее нет. У кого есть, тот уж изменить не может.
У кого нет, тому - незачем."О.Куваев "Дом для бродяг"


"Сегодня ночью я смотрю в окно и думаю о том, куда зашли мы?
И от чего мы больше далеки: от православья или эллинизма?
К чему близки мы? Что там, впереди? Не ждет ли нас теперь другая эра?
И если так, то в чем наш общий долг? И что должны мы принести ей в жертву?"
( Иосиф Бродский )

Китаянец Пань-Гу (см. предыдущую страничку) встретился совсем не случайно. Помимо Китайского кабинета в Большом Дворце Екатерина Великая повелела выстроить китайскую деревню, театр, пагоды-беседки. Европейской модой на "шинуазри"(китайский стиль) Екатерину Великую заразил ее вольнодумный pen-friend Франсуа. В жизни, правда, они никогда не встречались, хотя переписывались аж 15 лет и обменивались милыми подарками. Вольтер, еще в молодости осознавший путь дао секрет человеческого счастья ("главное - ладить с самим собой"), увлек императрицу идеями идеального царства разума (как в Китае ) и Конфуцием. После его смерти Екатерина выкупила всю его библиотеку (7000 фолиантов и 37 томов рукописей), к которой в свое время будет допущен сочинитель Пушкин, работавший над историей Пугачевского бунта.

Будущие поколения остались, правда, в неведении по поводу того, что думал Александр Сергеевич о Вольтеровской истории империи Петра, и свою версию истории государства российского русский гений написать не успел, зато на Карамзинскую написал эпиграмму: "Он доказал нам без пристрастья необходимость палача и справедливость самовластья..." Николай Михайлович был его учителем в Лицее, и над "Историей" своей Карамзин работал как раз в Китайской деревне, в которой при царях жили знатные гости и придворные, а в 20 веке устроили что-то вроде пансионата для писателей. Бывали здесь и Ахматова, и Мандельштам. В 21 веке деревня восстановлена, в ней опять разместился "пансионат", но писателям он вряд ли по карману, да и взят на 100 лет в аренду чуть ли не голландцами. А к 300-летию Царского Села (уже не за горами, в 2010-м ) братья-китайцы на свои средства собираются вернуть к жизни еще и китайский театр, разрушенный во время Второй мировой.

Кроме античных и китайских мотивов в архитектуре Царского Села присутствуют и итальянское барокко, и готика, и древнерусский стиль... Когда-то принадлежала эта земля Великому Новгороду, а селились на ней ижора и вепсы. Они называли это место Сарской Мызой, что значит "поселение на возвышении". Потом на какое-то время шведы переиначили название на свой лад - Сарицхофф, но в конце концов окрестные земли достались Екатерине I в подарок от мужа-императора, вокруг вырос городок, и Сарская превратилась в Царскую, а мыза - в Село.

Здесь же, в Александровском дворце, последние 12 лет своего правления жил Николай II. Недалеко от дворца в средневековых традициях русских зодчих был выстроен храм, ставший любимым у последних Романовых. На его постройку императорская чета пожертвовала 150 000 рублей. В 1912 году был освящен верхний храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери, которая считалась покровительницей рода Романовых. Именно перед ней был благославлен на царство основатель династии - Михаил Федорович.

Последний Романов не вписывался в Карамзинскую формулу благополучия российской власти и, не обладая нужными качествами для сохранения самодержавия, империю не сохранил. Российская империя состоялась в истории благодаря Ивану Грозному, Петру Великому, Николаю I... И можно сказать, что судьба её была предрешена, когда в возрасте 49 лет умер отец будущего Николая II - император Александр III, наделенный не только волей, но и недюжинной физической силой (в его железных пальцах и серебряный рубль гнулся). В противоположность отцу, Никки считали слабохарактерным, хотя качество это, может быть, было даже не столько врожденным, сколько воспитанным... Выросший в традиционных для России идеалах православия, государь всегда "помнил" о том, что рожден в день поминовения многострадального Иова, был готов терпеть лишения, более того, был безразличен к страданиям в собственной судьбе. В конце своего царствования, единственное, что его действительно волновало - это судьба сына...

В подвале собора, построенного к 300-летию дома Романовых, чуть позже был освящен нижний пещерный храм во имя преподобного Серафима Саровского. В нижнем храме была устроена царская комната и отдельно еще молельня для Императрицы Александры Федоровны, мучающейся страхами за цесаревича Алексея, чья болезнь была государственной тайной. Многие в окружении царя считали, что на самом деле правила государством именно "железная Алекс" и те, кто "за ней". А за ней стоял Григорий Распутин, обладавший несомненной гипнотической силой и вселивший в нее надежду на исцеление сына. В какой-то момент вокруг царской семьи образовался мистический круг, в который допускали только "своих", то есть одобренных Распутиным... Без его совета Николай II не решался даже назначать министров... Впервые Распутин появился в Царском Селе еще осенью 1905-го, трагического для российской истории года...

...Предчувствуя свою смерть, тобольский знахарь оставил жуткое предвидение гибели и царской семьи... Похоронили его недалеко от Феодоровского собора, в районе Ламских конюшен, где фрейлина и близкая подруга Александры Федоровны - Анна Вырубова в ноябре 1916-го (за месяц до убийства) заложила часовню преподобного Серафима Саровского. Позже могила Распутина была вскрыта и осквернена, и о судьбе трупа, наверное, лучше всего знают в питерской клинике простатологии, директору которой удалось добыть важную часть плоти "святого черта".


В молельню императорской семьи в Феодоровском соборе вело крылечко, увенчанное золотым орлом. Над входом - мозаичное изображение архангела Михаила, покровителя земли Русской...

Места на флэшке в моей камере уже не было, и аккумуляторы моргали последним кубиком, но что-то меня заставило вернуться к лику архангела, вычистить неудачные кадры, чтобы сделать еще один... обычный кадр, просто "на память" о вдруг нахлынувшем и необъяснимом ощущении света и покоя. Может, это свойство "намоленного места" .


В церковном дворе около собора растут дубы, посаженные еще царской семьей. А за церковной оградой, среди весеннего леса, вдали от тропинок и людей, сидел на пеньке человек с аккордеоном и играл сам для себя. И льется музыка, музыка, музыка... Хотя - нет... это рвалась на волю его душа. "Поеду снова в Царское Село - Туда, где до прозрачности светло..." .

 


Перед ликом Архангела

Федоровский городок в нескольких минутах ходьбы от Феодоровского собора строился для его служителей,

позже появилось предложение Н.Рериха, В.Васнецова и П.Репина открыть на его территории музей древнерусского искусства и зодчества.

Ворота, ведущие в городок, украшены резьбой в традициях владимиро-суздальской архитектуры XII-XIII веков.

Во время первой мировой войны в городке разместился царскосельский лазарет. Обычным санитаром в нем служил Сергей Есенин.

Городок включал трапезную, офицерский и солдатский лазареты, здание канцелярии и другие постройки

Феодоровский собор

В Фермерском парке Император Николай II собственноручно сделал разметку храма и участвовал в сборе средств

Акварель Великой Княгини
Ольги Александровны

в 1993 году был открыт и освящен бюст Государя Императора Николая II
Павловский Парнас
Copyright © 2008 LStudio
Hosted by uCoz