"Желание странствовать не профессия, а склонность души.
Она или есть, или ее нет. У кого есть, тот уж изменить не может.
У кого нет, тому - незачем."О.Куваев "Дом для бродяг"

Весенняя Энтропия
(март 2008)

"Аллеи Павловска пусты, и я иду по ним неспешно:
Давно изученный пейзаж и каждый раз неповторимый...
В такие светлые часы легко забыть, что все мы грешны,
И, может, Ангелы грешны и даже метят в Серафимы. "
(Александр Дольский)

Павловский парк создавался в течение полувека тремя поколениями архитекторов, за день его пешком обойти сложно. Во времена Екатерины II здесь еще были болота да охотничьи угодья, их-то она и подарила в 1777-м своему сыну Павлу в честь рождения первого внука, будущего императора Александра I.

А когда родилась внучка императрицы, Павел получил Гатчину и Павловское подарил супруге. Мария Федоровна очень любила эти места, отдыхала здесь от придворного этикета, занималась благотворительностью. Она обладала многими талантами, любила музыку, рисовала, увлекалась резьбой по камню и кости, даже сама работала на токарном станке. Павловские сады служили ей источником вдохновения, а дворец хранит немало вещиц, созданных ее руками.

Ее старший сын Александр, став императором, соединил Павловск первой в России железной дорогой с Царским Селом и Петербургом, и окрестным дачникам со спокойной жизнью пришлось проститься. Особенно они не любили выходные, когда из столицы приезжали толпы на бесплатные концерты в воксале. Проезд в вагонах первого класса стоил 1 рубль, второго - 60 коп., и чтобы как-то завлечь публику на новый аттракцион с рычащим чугунным зверем, на конечной станции построили специальное здание с открытыми галереями, танцалами, рестораном и множеством отдельных удобных нумеров. Сначала в воксале звучала только легкая музыка, позже стали приглашать знаменитостей. На протяжении 10 музыкальных сезонов шесть раз в неделю дирижировал своим оркестром Иоганн Штраус-младший. Из Павловска он восторженно писал на родину, что "живут лишь в России"! И с таким жалованьем, как у него (40 000 рублей серебром в год) жить было можно неплохо. Его квартира из восьми комнат находилась тут же, в левом флигеле вокзала. К тому же, он был влюблен и счастлив, сердце его принадлежало Ольге Смирнитской, одной из первых женщин - композиторов. Увы, родители его дамы сердца не дали согласия на их брак, и Иоганн уехал из России. Позже, уже 60-летним, он посетил еще раз эти места, подарившие ему любовь и вдохновение.

Одним из последних владельцев фамильной резиденции Романовых в Павловске был двоюродный дядя Николая II - великий князь Константин Константинович, генерал, ученый, поэт. Титул великого князя обязывал изучать военное дело, их императорские высочества не уклонялись от службы в армии, участвовали и в военных действиях. В русско-турецкую войну 1877-78 годов 20-летний Константин Романов был награжден орденом Св. Георгия 4-ой степени. Но из-за слабого здоровья был вынужден оставить морскую службу, перешел в Преображенский полк, дослужился до командира, позже стал главным шефом кадетов и юнкеров.

Среди членов императорского Дома Константин Константинович был более других обласкан музами, сочинял музыку, увлекался театром, переводил Шекспира, а из всех наук наиболее привлекали его астрономия и география. Став в 31 год Президентом Академии наук, Константин Константинович содействовал открытию обсерваторий и организации экспедиций, не без его участия появился в России первый ледокол "Ермак". Однако, сам он считал, что высшей и святейшей из обязанностей для него является призвание поэта. В сборниках поэтов серебряного века его стихи подписаны инициалами КР.

Павловский парк помнит и его сестру - настоящую королеву Эллинов. Так Великую княжну Ольгу называли подданные ее мужа - короля Греции. А тот, в свою очередь, был братом императрицы Марии Федоровны, супруги Павла Первого... Генеалогическое древо их величеств и высочеств не менее ветвисто, чем у обитателей греческого Олимпа. Да и семена его проросли во времена смуты, и олимпийцам, как известно, дал рождение Хаос. Из его хунь-дуня вылупился Эрос и покатилось... И если бы не искусство, наука, поэзия..., то мир бы наш пребывал в хаосе до сих пор.

АполлонВ доэллинскую эпоху, правда, понимали, что если есть яйцо, то должна быть и курица. Люди познавали жизнь, объясняя ее в соответствии со своими представлениями, соответственно, и поклонялись сущностям женского рода (черепахе, утке, паучихе и тд). К эллинским временам древние уже сообразили, что мужские особи тоже как-то участвуют в деторождении, поэтому в древнегреческой мифологии божественные функции распределились между богами и богинями поровну. Но источником возвышенных состояний по-прежнему оставались дамы, да не простые, а "мыслящие", то есть музы. Однако, если мужчинам-творцам не обойтись без муз, то и у женщин, наверное, должен быть меценат музык . Сами музы на Парнасе появлялись в сопровождении солнечного Феба - Аполлона.

...От Павловского Парнаса расходится 12 дорожек. На самых сумрачных аллеях установлены скульптуры Ниобид. Царице Ниобе, матери большого семейства, вздумалось осмеять богиню Лето, у которой было лишь двое детей - Аполлон и Артемида. Боги отомстили за мать, поразив стрелами всех детей Ниобы. Кроме Ниобид, гуляя по аллеям, можно наткнуться еще на Боргезского бойца и Актеона, подсмотревшего, как купается Артемида. Гнев ее был страшен, еще страшнее была судьба бедного охотника: его разорвали собственные же собаки, после того как Артемида превратила его в оленя.

 


Павловский Парнас

Музы в дворцовом парке г.Павловска
(имя музы узнаете, подведя курсор к картинке)

Урания - муза астрономии

Каллиопа - муза эпической поэзии и науки

Эрато - муза лирической и любовной поэзии

Полигимния - муза танца,  пантомимы, гимнов

Эвтерпа - музыки и красноречия

Терпсихора - муза хорового пения и танца

Талия - комедии и легкой  поэзии

Мельпомена - муза трагедии

<Клио - муза истории


Copyright © 2005 LStudio
Hosted by uCoz