Этой
осенью любимые залы Русского музея опустели - шедевры Куинджи
и Айвазовского уехали в Америку с выставкой "Россия!".
Но в последнее десятилетие Русский музей значительно расширил
свои владения, присоединив к Михайловскому дворцу и Михайловский
замок, и дворцы - Мраморный и Строгановский, и Летний дворец
Петра вместе с Императорским Летним садом, так что в Питере
всегда есть из чего выбрать для встреч с русским искусством
.
Тем неожиданнее было попасть на выставку фотографий немецкого
плейбоя Гунтера Закса (третьего но не последнего мужа Брижитт
Бардо),
устроенную в одном из филиалов Русского музея, залы которого
еще совсем недавно были в распоряжении Музея В.И.Ленина. Музей
вождя революции логично располагался на краю Марсова поля,
превращенного в начале 20-го века в кладбище с мемориалом.
Весной 1917-го в землю Марсова поля торжественно опустили
180 гробов с жертвами буржуазно-демократической революции.
А во времена Петра на месте Мраморного дворца была почтовая
станция с пристанью для двух почтовых кораблей, и вокруг хлюпало
сплошное болото, которое по велению Петра I осушили и превратили
в Большой Луг и Потешное Поле. Надо же было где-то устраивать
народные гулянья и фейерверки в честь побед над шведами.
И
Мраморный дворец стоял в плюще,
Пустело поле Марсовых потех.
Я в мягкой чёрной шляпе и плаще
Дорожкой проходил одной из тех…
(И. Северянин "Могло быть так…")
Северная война отгремела, Потешное поле превратилось в Царицын
Луг, настала эпоха Екатерины, которая не была бы столь Великой,
если бы в дворцовых переворотах ей не помогали ее фавориты.
Императрица платила им сторицей, и щедрость ее проявлялась
в воистину царских подарках. Григорию Орлову, которому она
родила сына, чтобы он помог ей оказаться на престоле, был
пожалован Дворец-Благодарение из гранита и мрамора 32 пород.
К сожалению, век скоростей еще не наступил, строили в те времена
не спеша (да и ценный камень везли не только из Карелии, но
и с Урала, Прибайкалья, Италии и греческих островов), и бедный
Григорий так и не дождался окончания строительства, которое
продолжалось почти 20 лет. Не достался дворец и их внебрачному
сыну Алеше Бобринскому, отправленному в деревню Бобрики сразу
после рождения, а жили во дворце один за другим Великие князья,
три Константина (еще одно название дворца - Константиновский).
Через 20 лет после свержения царизма в Мраморном дворце открыли
Ленинградский филиал Центрального музея В.И. Ленина, а перед
входом установили исторический броневик "Враг капитала".
Но времена вновь изменились, капитал стал если не другом,
то инвестором, а царизм и его памятники реабилитировали. Теперь
на месте ленинского броневика возвышается памятник Александру
III, создание которого было приурочено к открытию Транссибирской
магистрали, чаемого детища этого монарха.
"Когда
русский царь удит рыбу, Европа может и подождать" (Александр
III)
Царя-миротворца либералы не слишком жаловали, скульптор Паоло
Трубецкой изобразил Александра малосимпатичным, и про этот
памятник сложили едкую присказку: "На площади комод,
на комоде бегемот, на бегемоте идиот"...
А ведь Александр Александрович - "благочестивейший",
был в сущности неплохим человеком: не прелюбодействовал в
отличие от своей прапрабабки, с супругой жил душа в душу,
исправно посещал службы, строил храмы, отменил коленопреклонение,
и, будучи сам страстным коллекционером, выдвинул идею создания
музея русского искусства в Петербурге. Его сын - Николай II
исполнил волю отца и создал Русский музей Императора Александра
III, дабы послужило "учреждаемое хранилище живым воспоминанием
Царственных забот и подвигов Того, Кто так горячо любил Родину
и посвятил Свою жизнь на служение ей".
Оба
набожных монарха - и отец, и сын придерживались строгих правил
морали, и вряд ли могли представить, каким будет русское (впрочем,
как и не русское) искусство в 20-21 веке, и что будет демонстрироваться
в филиале Русского Музея Его Императорского Величества .
Хорошо хоть потомки постарались вернуть первоначальный облик
дворца, и на парадной лестнице посетителей встречают статуи
работы академика Шубина, а не воплощенные в металлокерамике
фантазии "концептуального" восприятия действительности
или визуализированные переживания сильно изменившейся за последний
век реальности.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Гениальным изобретением суррогата искусства, приносящего
к тому же огромную прибыль автору, стал поп-арт - наиболее
простая для восприятия форма самовыражения пустой души в опустошающем
душу мире, придуманная американцем Энди Уорхолом в середине
50-х годов 20 века.
Фотографии
Закса в стиле поп-арт безупречны по технике исполнения, а
уж кому он подражает - Уорхоллу, Дали или Магритту, не так
важно для неискушенного зрителя, радующегося банальному диптиху
"Лесок", имеющему нулевую эстетическую ценность,
но вполне реальную цену в Є.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Два этажа мраморного дворца отданы сегодня проекту
"Музей в музее", в рамках которого питерским любителям
современного искусства демонстрирует свои коллекции Музей
Людвига, крупнейшего немецкого коллекционера.
Наверное, я выхожу из Мраморного дворца в состоянии измененного
сознания. Продрогший пес, приткнувшийся у будки охранника
смотрит на меня с тоской, и я отчетливо слышу:
"O tempora! O mores!".
|