"Желание странствовать не профессия, а склонность души.
Она или есть, или ее нет. У кого есть, тот уж изменить не может.
У кого нет, тому - незачем."О.Куваев "Дом для бродяг"

Поздней осенью в Питере...
(1 ноября 2005)

Этой осенью любимые залы Русского музея опустели - шедевры Куинджи и Айвазовского уехали в Америку с выставкой "Россия!". Но в последнее десятилетие Русский музей значительно расширил свои владения, присоединив к Михайловскому дворцу и Михайловский замок, и дворцы - Мраморный и Строгановский, и Летний дворец Петра вместе с Императорским Летним садом, так что в Питере всегда есть из чего выбрать для встреч с русским искусством .

Тем неожиданнее было попасть на выставку фотографий немецкого плейбоя Гунтера Закса (третьего но не последнего мужа Брижитт Бардо), устроенную в одном из филиалов Русского музея, залы которого еще совсем недавно были в распоряжении Музея В.И.Ленина. Музей вождя революции логично располагался на краю Марсова поля, превращенного в начале 20-го века в кладбище с мемориалом. Весной 1917-го в землю Марсова поля торжественно опустили 180 гробов с жертвами буржуазно-демократической революции.

А во времена Петра на месте Мраморного дворца была почтовая станция с пристанью для двух почтовых кораблей, и вокруг хлюпало сплошное болото, которое по велению Петра I осушили и превратили в Большой Луг и Потешное Поле. Надо же было где-то устраивать народные гулянья и фейерверки в честь побед над шведами.

И Мраморный дворец стоял в плюще,
Пустело поле Марсовых потех.
Я в мягкой чёрной шляпе и плаще
Дорожкой проходил одной из тех…
(И. Северянин "Могло быть так…")

Северная война отгремела, Потешное поле превратилось в Царицын Луг, настала эпоха Екатерины, которая не была бы столь Великой, если бы в дворцовых переворотах ей не помогали ее фавориты. Императрица платила им сторицей, и щедрость ее проявлялась в воистину царских подарках. Григорию Орлову, которому она родила сына, чтобы он помог ей оказаться на престоле, был пожалован Дворец-Благодарение из гранита и мрамора 32 пород. К сожалению, век скоростей еще не наступил, строили в те времена не спеша (да и ценный камень везли не только из Карелии, но и с Урала, Прибайкалья, Италии и греческих островов), и бедный Григорий так и не дождался окончания строительства, которое продолжалось почти 20 лет. Не достался дворец и их внебрачному сыну Алеше Бобринскому, отправленному в деревню Бобрики сразу после рождения, а жили во дворце один за другим Великие князья, три Константина (еще одно название дворца - Константиновский).

Через 20 лет после свержения царизма в Мраморном дворце открыли Ленинградский филиал Центрального музея В.И. Ленина, а перед входом установили исторический броневик "Враг капитала". Но времена вновь изменились, капитал стал если не другом, то инвестором, а царизм и его памятники реабилитировали. Теперь на месте ленинского броневика возвышается памятник Александру III, создание которого было приурочено к открытию Транссибирской магистрали, чаемого детища этого монарха.

"Когда русский царь удит рыбу, Европа может и подождать" (Александр III)

Царя-миротворца либералы не слишком жаловали, скульптор Паоло Трубецкой изобразил Александра малосимпатичным, и про этот памятник сложили едкую присказку: "На площади комод, на комоде бегемот, на бегемоте идиот"...
А ведь Александр Александрович - "благочестивейший", был в сущности неплохим человеком: не прелюбодействовал в отличие от своей прапрабабки, с супругой жил душа в душу, исправно посещал службы, строил храмы, отменил коленопреклонение, и, будучи сам страстным коллекционером, выдвинул идею создания музея русского искусства в Петербурге. Его сын - Николай II исполнил волю отца и создал Русский музей Императора Александра III, дабы послужило "учреждаемое хранилище живым воспоминанием Царственных забот и подвигов Того, Кто так горячо любил Родину и посвятил Свою жизнь на служение ей".

Оба набожных монарха - и отец, и сын придерживались строгих правил морали, и вряд ли могли представить, каким будет русское (впрочем, как и не русское) искусство в 20-21 веке, и что будет демонстрироваться в филиале Русского Музея Его Императорского Величества . Хорошо хоть потомки постарались вернуть первоначальный облик дворца, и на парадной лестнице посетителей встречают статуи работы академика Шубина, а не воплощенные в металлокерамике фантазии "концептуального" восприятия действительности или визуализированные переживания сильно изменившейся за последний век реальности.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Гениальным изобретением суррогата искусства, приносящего к тому же огромную прибыль автору, стал поп-арт - наиболее простая для восприятия форма самовыражения пустой души в опустошающем душу мире, придуманная американцем Энди Уорхолом в середине 50-х годов 20 века.

Фотографии Закса в стиле поп-арт безупречны по технике исполнения, а уж кому он подражает - Уорхоллу, Дали или Магритту, не так важно для неискушенного зрителя, радующегося банальному диптиху "Лесок", имеющему нулевую эстетическую ценность, но вполне реальную цену в Є.

---------------------------------------------------------------------------------------------

Два этажа мраморного дворца отданы сегодня проекту "Музей в музее", в рамках которого питерским любителям современного искусства демонстрирует свои коллекции Музей Людвига, крупнейшего немецкого коллекционера.


Наверное, я выхожу из Мраморного дворца в состоянии измененного сознания. Продрогший пес, приткнувшийся у будки охранника смотрит на меня с тоской, и я отчетливо слышу:
"O tempora! O mores!".


Гунтер, Людвиг и другие

Таким был Гунтер (правнук основателя концерна "Опель"),
когда ухаживал за Брижитт

Сегодня ему - 73,
и Питером он очарован.
Во всяком случае,
свое 75-летие собирается отпраздновать в городе на Неве.

Cайт Гунтера Закса

"Своими целями представители «Поп-арта» провозгласили «возвращение к реальности», «раскрытие эстетической ценности» образцов массовой продукции" (из энциклопедии)


В эпоху Екатерины нагота еще оставалась формой искусства, и Эрос в коллекциях был желанным гостем. Пикантные вещицы и "камасутра" на рисовой бумаге из эротической коллекции русских императоров собраны на выставке "Слабости, увлечения, наслаждения…" в Царском селе. (Жаль, фотографировать запрещено)

Ее экспонаты - отличная иллюстрация к "барковиане", героями которой был и Григорий Орлов, и Лука Мудищев... На второго героя случайно натыкаюсь по дороге ко дворцу еще одного фаворита Екатерины (и тоже Григория) - Потемкина (Таврического).

Бронзовая статуя Луки красуется в окне дома 47 по Фурштадтской... Оказывается, к 300-летию Петербурга при клинике простатологии организовали первый в России музей эротики, совмещенный с секс-шопом. Главный экспонат музея размером 30 см (в размоченном виде) был добыт за 8 000$...Не знаю, правда, есть ли какие доказательства у организатора музея, что сей "экспонат" когда-то был частью плоти Гришки Распутина...

Чуть наискосок напротив дома с Лукой в окошке - Дворец торжественной регистрации рождения "Малютка". Наверное, не случайно, клиника простатологии расположена напротив . Говорят, стоит только дотронуться до Луки и можно не тратиться на лечение ...

 

Copyright © 2005 LStudio
Hosted by uCoz