Дом для Бродяг - 2005 - Алтай


Алтайский водно-пеший пробег

Здравствуй, Катунь!

Крепость Бийск заложили в 1709 году по указу Петра I "в пристойном месте для сбору нашего великого государя ясашной казны и к селению пашенных крестьян", а в 1756-м алтайцы стали российскими подданными

В Бийске и начинается отсчет километров Чуйского тракта: на улице Шишкова установлен легендарный "ЗИС-5"
Музей "Чуйский тракт"
адрес: г.Бийск, пер.Центральный, 10
35 км: село Сростки (там, где рукава Катуни "срослись") - родина Василия Шукшина

77-й км: начинается республика Алтай

119-й км: автомобильный мост через Катунь

127-й км - Манжерокские пороги.

132-й км - святой источник Аржан-Суу ("шоферский ключик") - вода насыщена серебром

232 км: Семинский перевал
(Дьял-Менку - "Вечная гора")
9 км подъем и 11 – спуск
- самая высокая точка Чуйского тракта: 1894 метра н.у.м.

База Олимпийского резерва
на Семинском перевале

Мотор перегрелся

Первый закат

Рабочая дневка

Поехали!

Здравствуй, Катунь!
30 апреля - 1 мая

Новосибирск встретил грозной надписью: внутри вокзала фотографировать запрещено! Ну не очень-то и хотелось. Вокзал забит людьми: завтра начинаются майские праздники. На привокзальной площади удачно покупаю карту 2-километровку в справочном киоске, есть чем заняться до отправления поезда в Бийск.

Мест на него уже нет. Но мой билет куплен заранее: уже не помню, на каком вокзале транссиба я успела купить плацкарту на последнюю оставшуюся боковушку, развлекаясь с новейшей информационной системой. Электронный ящик с монитором выдает информацию по всем поездам, наличию и стоимости мест. Отличаются эти системы на разных вокзалах только расположением буковок на экранной клавиатуре. Удобно: можно спланировать поездку на все участки маршрута заранее, выбрать поезда и посмотреть, есть ли свободные места.

В Бийск поезд прибывает утром, на вокзале суетятся таксисты, но до Тюнгура, откуда к Белухе тропа начинается, ни одной машины нет. Пока я сомневаюсь, вообще не остается ни одного такси в ту сторону и этакую даль (до Тюнгура примерно 500 км). Ну хоть до Усть-Коксы что ли доехать? От нее до Тюнгюра - всего 70 ... Правда, скорее всего, попуток там не найдешь .

"Сколько в Усть-Коксу?" - спрашиваю зазывалу на площади. "И где ты раньше была? Я ж только что туда отправил машину! 1200 р. Поедешь?" - возмущается "таксо-диспетчер". Прикидываю. До Аркаима было 80 км за 800... а тут в 5 раз дальше, да по Чуйскому тракту! Годится! Мужик возвращает (по мобильнику) машинку, и я с чувством глубокого удовлетворения замечаю, что на багажнике "жигулей" правильный груз - катамаран, рюкзаки. Мои попутчики едут на сплав по Катуни.

Пока за окном нет ничего интересного, выясняю, как же я дальше-то, в Тюнгур, доберусь и неожиданно нахожу попутку ... по реке . Меня берут пассажиром на катамаран: от Усть-Коксы до Тюнгура - несложный участок. "Во, сговорились!" - удивляется шофер.

Интересности начинаются только через добрую сотню километров - "розовые" скалы, багульник цветет. Турбазы лепятся одна на другую. В Усть-Семе Катунь отходит от Чуйского тракта, и параллельно дороге теперь течет маленькая речушка - Сема. Нам с ней по пути до Семинского перевала. Водитель переключает двигатель с газа на бензин (вот почему так дешево), иначе перевал не взять. На перевале все машины останавливаются, надо и двигатель остудить, и кедрачом подышать . Но долго дышать некогда, нам еще ехать прилично, да и дорога уже не такая хорошая.

Турбазы после перевала практически исчезли. У села Туэкта отворачиваем от Чуйского тракта на запад, в сторону Усть-Кана. Машинка заглохла, чуть-чуть отдыхаем и снова - в путь. Вместо коров - уже бараны на дорогах, в поселках - много покосившихся домишек. На одном таком, вросшем в землю, тем не менее, гордо возвышается спутниковая антенна. Мобильник, правда, уже не ловит. Людей не видно. Горы - складчатые, пейзаж напоминает Аризону ("волнистая" пустыня), но не такой цветной, все больше - серо-буро-коричневый. Среди табличек с названиями поселков вдруг попадается стрелка направо - "ЛЕС", чуть дальше - такая же, но уже направо - "ПОЛЕ" . Ни лес, ни поле из машины мне не удалось разглядеть.

Перед Талдой на развилке - КПМ, пограничная зона с Казахстаном. Водитель в недоумении, у него даже паспорта с собой нет, это - что-то новое. (К счастью, президенты этой весной все-таки договорились, и ужесточение погран режима было временным). Нас все-таки пропускают, правда, переписав всех поголовно.

Уфф... Приехали наконец. У поселка Юстик речка Кокса течет близко к дороге и за несколько километров до ее впадения в Катунь ставим лагерь. Я с превеликой радостью замечаю, что флаг у ребят - правильный , на костер ставится котелок с ... яйцами, ожидается праздничный ужин по поводу всех праздников сразу - и 1 мая, и Пасхи, и начала маршрута! Кто первую часть не читал, тот моей радости не поймет. Несмотря на то, что моими попутчиками были опять - В. и А. (те же самые инициалы, что и у австрийцев), но на этот раз рядом были наши! надежные , теплые и понятные русские мужики! К тому же - земляки из Башкирии!