Здравствуй, Катунь!
Крепость Бийск заложили в 1709 году по указу Петра
I "в пристойном месте для сбору нашего великого государя ясашной
казны и к селению пашенных крестьян", а в 1756-м алтайцы стали
российскими подданными
В Бийске и начинается отсчет километров Чуйского тракта: на улице
Шишкова установлен легендарный "ЗИС-5"
Музей
"Чуйский тракт"
адрес: г.Бийск, пер.Центральный, 10
35 км: село Сростки (там, где рукава Катуни "срослись")
- родина Василия Шукшина
77-й км: начинается республика Алтай
119-й км: автомобильный мост через Катунь
127-й км - Манжерокские пороги.
132-й км - святой источник Аржан-Суу ("шоферский ключик")
- вода насыщена серебром
232 км: Семинский перевал
(Дьял-Менку - "Вечная гора")
9 км подъем и 11 – спуск
- самая высокая точка Чуйского тракта: 1894 метра н.у.м.
База Олимпийского резерва
на Семинском перевале
Мотор перегрелся
Первый закат
Рабочая дневка
Поехали!
Здравствуй, Катунь!
|
Новосибирск встретил грозной надписью: внутри вокзала фотографировать
запрещено! Ну не очень-то и хотелось. Вокзал забит людьми: завтра
начинаются майские праздники. На привокзальной площади удачно покупаю
карту 2-километровку в справочном киоске, есть чем заняться до отправления
поезда в Бийск.
Мест на него уже нет. Но мой билет куплен заранее: уже не помню,
на каком вокзале транссиба
я успела купить плацкарту на последнюю оставшуюся боковушку, развлекаясь
с новейшей информационной системой. Электронный ящик с монитором
выдает информацию по всем поездам, наличию и стоимости мест. Отличаются
эти системы на разных вокзалах только расположением буковок на экранной
клавиатуре. Удобно: можно спланировать поездку на все участки маршрута
заранее, выбрать поезда и посмотреть, есть ли свободные места.
В
Бийск поезд прибывает утром, на вокзале суетятся таксисты, но до
Тюнгура, откуда к Белухе тропа начинается, ни одной машины нет.
Пока я сомневаюсь, вообще не остается ни одного такси в ту сторону
и этакую даль (до
Тюнгура примерно 500 км). Ну хоть до Усть-Коксы что ли доехать?
От нее до Тюнгюра - всего 70 ... Правда, скорее всего, попуток там
не найдешь .
"Сколько в Усть-Коксу?" - спрашиваю зазывалу на площади.
"И где ты раньше была? Я ж только что туда отправил машину!
1200 р. Поедешь?" - возмущается "таксо-диспетчер".
Прикидываю. До Аркаима было 80 км за 800... а тут в 5 раз дальше,
да по Чуйскому тракту! Годится! Мужик возвращает (по мобильнику)
машинку, и я с чувством глубокого удовлетворения
замечаю, что на багажнике "жигулей" правильный груз -
катамаран, рюкзаки. Мои попутчики едут на сплав по Катуни.
Пока за окном нет ничего интересного, выясняю, как же я дальше-то,
в Тюнгур, доберусь и неожиданно нахожу попутку ... по реке .
Меня берут пассажиром на катамаран: от Усть-Коксы до Тюнгура - несложный
участок. "Во, сговорились!" - удивляется шофер.
Интересности начинаются только через добрую сотню километров -
"розовые" скалы, багульник цветет. Турбазы лепятся одна
на другую. В Усть-Семе Катунь отходит от Чуйского тракта, и параллельно
дороге теперь течет маленькая речушка - Сема. Нам с ней по пути
до Семинского перевала. Водитель переключает двигатель с газа на
бензин (вот почему так дешево), иначе перевал не взять. На перевале
все машины останавливаются, надо и двигатель остудить, и кедрачом
подышать .
Но долго дышать некогда, нам еще ехать прилично, да и дорога уже
не такая хорошая.
Турбазы после перевала практически исчезли. У села Туэкта отворачиваем
от Чуйского тракта на запад, в сторону Усть-Кана. Машинка заглохла,
чуть-чуть отдыхаем и снова - в путь. Вместо коров - уже бараны на
дорогах, в поселках - много покосившихся домишек. На одном таком,
вросшем в землю, тем не менее, гордо возвышается спутниковая антенна.
Мобильник, правда, уже не ловит. Людей не видно. Горы - складчатые,
пейзаж напоминает Аризону ("волнистая" пустыня), но не
такой цветной, все больше - серо-буро-коричневый. Среди табличек
с названиями поселков вдруг попадается стрелка направо - "ЛЕС",
чуть дальше - такая же, но уже направо - "ПОЛЕ" .
Ни лес, ни поле из машины мне не удалось разглядеть.
Перед Талдой на развилке - КПМ, пограничная зона с Казахстаном.
Водитель в недоумении, у него даже паспорта с собой нет, это - что-то
новое. (К счастью, президенты этой весной все-таки договорились,
и ужесточение погран режима было временным). Нас все-таки пропускают,
правда, переписав всех поголовно.
Уфф...
Приехали наконец. У поселка Юстик речка Кокса течет близко к дороге
и за несколько километров до ее впадения в Катунь ставим лагерь.
Я с превеликой радостью замечаю, что флаг у ребят - правильный ,
на костер ставится котелок с ... яйцами, ожидается праздничный ужин
по поводу всех праздников сразу - и 1 мая, и Пасхи, и начала маршрута!
Кто первую
часть не читал, тот моей радости не поймет. Несмотря на то,
что моими попутчиками были опять - В. и А. (те же самые инициалы,
что и у австрийцев), но на этот раз рядом были наши! надежные ,
теплые
и понятные
русские мужики! К тому же - земляки из Башкирии!
|