"Моря и океаны водки испиваются на помощь
бюджету, а в Новгороде, напротив древней и бесполезной Софии,
торжественно воздвигнут бронзовый колоссальный шар на память
о тысячелетии уже минувшего беспорядка и бестолковщины..."
(Ф.М.Достоевский "Бесы")
Видно, сильно достала Федора Михайловича власть,
раз он на древнюю Софию перо свое поднял. Ну а памятник ругать
было принято во все времена - и искусствоведами (эклектика!),
и историками (искажает историческую правду!). К счастью, новгородцы
ни с теми, ни с другими не согласились, и после того, как
отбили город в январе 1944-го, восстанавливать Новгород начали
не с домов, а с этого монумента. Уж больно символична и страшна
была картина, открывшаяся солдатам на центральной площади
Детинца: снесенный наполовину шар-держава и полузасыпанные
снегом "трупы" Владимира Крестителя, Дмитрия Донского,
Петра Первого... Немецкий генерал собирался украсить фигурами
русских правителей двор своего приятеля в Германии и, готовя
их к перевозке, демонтировал памятник (болты перерубались
зубилами, фигуры просто сбрасывались на землю).
...По официальной (дворянской) историографии
1000-летие Российского государства пришлось на 1862 год, когда
в России правил реформатор Александр II. Идея памятника принадлежала
вдохновителю крестьянской реформы и министру внутренних дел
Сергею Степановичу Ланскому. В его адрес герой "Однодума"
Николая Лескова воскликнул: "Чудак, чудак! Быть ему графом!"
Чудак Ланской, действительно, стал графом, но в кресле министра
не удержался. Что касается памятника, то, побывав в юности
и масоном, и декабристом, в свои 70 лет Ланской-министр вдруг
озаботился прославлением монархического правления на Руси
и в 1857-м году подготовил записку "о сооружении в Новгороде
памятника первому Русскому государю Рюрику".
Кабинет министров посчитал, что в бронзе достойны
быть увековечены все государи, а не только Рюрик, и было решено
воздвигнуть народный памятник всей тысячелетней истории государства.
Император Александр II идею одобрил и вскоре был объявлен
конкурс на лучший проект памятника, отражавшего 1000-летнюю
историю России и русскую национальную идею - православие,
самодержавие, народность. В конкурсе победил 23-летний выпускник
Академии Художеств Михаил Микешин. Старик Клодт обиделся на
всю жизнь, хотя участвовать в конкурсе он посчитал недостойным
звания академика.
Микешину помогал его друг, студент скульптурного
класса И. Н. Шредер, который так проникся русской историей,
что даже хотел сменить свою немецкую фамилию на что-нибудь
благозвучное, русское, например "Глина". Макет памятника,
сделанный для конкурса, напоминал шапку Мономаха, хотя в реальном
проекте был задуман стилизованный колокол-благовест, верх
которого представлял собой шар-державу - символ русской государственности.
Вокруг шара разместились скульптурные композиции, отражающие
6 главных эпох в истории России (на момент 1862 года), как
и было заявлено в конкурсном задании. Во главе эпох - Рюрик-основатель,
Владимир-креститель, князь Дмитрий Донской - победитель татар,
первый "государь всея Руси" Иван III, первый Романов и первый
император. Остальные правители (в том числе и Ярослав Мудрый)
и государственные люди, попали только в нижний "народный"
ярус.
Фигуры для горельефа нижнего яруса отобрать
было непросто. В отборе персонажей Микешину помогали знаменитые
ученые и писатели, и споры были жаркие. У всех было свое особое
мнение о том, кто более всех прожил жизнь по принципу "служения
России". Но окончательное слово все-таки было за государем.
Александр II согласился с забвением в истории Ивана Грозного,
но не своего батюшки - Николая I, для которого велено было
найти место на памятнике. А вместо Грозного, кстати, на памятник
попала его первая жена Анастасия Романова, чье служение России
заключалось в природных добродетелях и "смирении гнева"
супруга.
Нижний ярус условно поделен на 4 группы. Анастасия
Романова вместе с императрицей Екатериной попала в "государственные
люди", княгиня Ольга - в "просветители" (вместе
с Нестором-летописцем) , а Марфа Борецкая оказалась среди
"героев и военных людей". И больше на памятнике
для слабого пола места не нашлось, если не считать самой России
(стоящей на коленях перед ангелом) и девушки с ребенком, ожидающей
крещения около Владимира Святого.
Четвертая
группа - самая малочисленная - "писатели и художники".
Радищева ("бунтовщика хуже Пугачева") среди них,
конечно, нет. Ну и правильно. Мои учителя даже не подозревали,
как он меня расстроил и возмутил. Надо же было назвать свою
книгу - ПУТЕШЕСТВИЕ. А под обложкой что? Это ж называется
- скрытая реклама ...
Кстати, путешественников на памятнике истории России еще меньше,
чем женщин: вот разве что - адмирал Лазарев да ... Ермак .
Монумент во славу побед героев-новгородцев - но уже из другой
эпохи - возвышается к югу от Кремлевской стены на Екатерининской
горке. До революции на его месте в специальном павильоне хранилась
яхта, на которой императрица Екатерина II совершила путешествие
по Мсте из Боровичей до Новгорода. Увидев этот памятник сразу
после предыдущего, поневоле задумаешься о том, а сколько женщин
(летчиц, космонавток, трактористок) было бы на памятнике 1100-летия
России! Да и Россия была бы, наверное, с серпом, а не на коленях
.
Впрочем, если фантазировать дальше..., то у героев памятника
1200-летия России вообще не различишь пол. А вместо колокола
и вовсе сваяют пузырь с сепульками .
|