В
этнографический музей мы опоздали. Можно было, конечно, попробовать
- проникнуть через забор, но, увы, я отлично знаю, что здесь
самый бдительный в мире обслуживающий персонал. 10 лет назад
приезжала я сюда с итальянским гостем... И поскольку русских
в той поездке было в три раза больше, мы думали, что иностранец
между нами затеряется, тем более, что и одет он был совсем
не броско. Однако, затея наша провалилась. Бабушки-контролерши
рассредоточились цепью нам навстречу и, в упор не замечая
первый (русский) ряд, уперлись взглядами в нашего заморского
гостя, который беспечно вышагивал за нашими спинами. Ладно
бы он был источником их бабушкиных доходов... Так ведь нет,
просто - порядок должен быть, иноземцы должны платить в 2
раза больше за билет. Впрочем, как потом оказалось, в Италии
многие музеи тоже для своих дешевле .
...
Если бы этнографический музей был нашей единственной целью,
наверное, мы бы расстроились. Но главной-то целью нашей поездки
в Витославицы и Юрьев монастырь был пикник на берегу Волхова
(с видом на Рюриково городище, которое как раз напротив, на
другом берегу) .
И денек выдался такой, что если бы было больше времени, то
можно было бы и искупаться, и на кораблике прокатиться.
Так, кстати, все и делают - садятся на катер на пристани
у Детинца и плывут в музей, обозревая берега. С барки отлично
видно и Кремль, и Ярославово дворище, и Рюриково городище,
и Юрьев монастырь, который от города по реке всего в 3 км.
А еще через километр, у истока реки Волхов из озера Ильмень,
на месте древнего языческого святилища стоит Перынский (или
Рождества Богородицы) скит, также приписанный к Юрьеву монастырю.
Есть версия, что Перынский холм - это одно из мощных (намоленных)
"мест силы". Ничего удивительного: Перун - это языческий
предшественник Юрия-Георгия (первый метал молнии, второй -
копья) .
Финны называли озеро - Ильмер, а новгородцы - Словенским
морем. “Ilma”
с финского означает "воздух, погода", то есть Ильмер-ярви
у финнов - это озеро, которое делает погоду. Новгородцы тоже
придумали свою версию названия озера: Илмера - сестра князя
Словена, сына Скифа, правнука Иафетова...
В
монастыре сразу привлекает внимание приземистый храм с синими
куполами в звездах. В русском храмовом зодчестве цвет купола,
как правило, символичен. Серебряные главы - у тех храмов,
которые посвящены святым, золотые - у главных храмов и тех,
которые выстроены во славу Христа и двунадесятых праздников.
А такие - синие со звездами - обычно венчают храмы, посвященные
Богородице. Но этот собор назван как раз в честь двунадесятого
праздника Воздвижения Креста...
И это не единственная загадка монастыря. Есть
в обители храм, который как раз посвящен Богородице. Увидеть,
правда, его непросто: пещерный храм Похвалы Пресвятой Богородице
находится в подземной части Спасо-Орловской церкви (в Архимандритском
корпусе). До революции в этом храме находились мраморные гробницы
владыки Фотия и Анны Орловой-Чесменской, на деньги которой
и возведены почти все постройки монастыря, которые дожили
до наших дней. Даже стены Георгиевского собора при Фотии расписали
заново (уничтожив при этом фрески 12 века), а его новый ампирный
иконостас обошелся графине Орловой в полмиллиона рублей.
Для сравнения: Пушкину, зачисленному в Коллегию иностранных
дел, было назначено жалованье примерно 400 рублей в месяц.
Анна владела громаднейшим состоянием, доставшимся
ей от отца - Алексея Орлова, того самого, который помог Екатерине
прийти к власти, разбил турков в Чесменском сражении... и
за какое-то из этих деяний удостоился места на памятнике "1000-летие
России". Дочь и отец боготворили друг друга, и после
смерти отца Анна была сама не своя. Ее больше не интересовали
балы и развлечения, она отказывала женихам и жертвовала огромные
средства церкви.
Через некоторое время в ее жизни появляется
Фотий, точнее Петр Спасский. Вероятно, молодой священник владел
искусством гипноза или, как теперь говорят, обладал харизмой,
потому как богатая (ее украшениям завидовали даже при императорском
дворе) и привыкшая к светской жизни 35-летняя женщина, вдруг
бросила всё и поехала за щедушным малорослым Фотием в Юрьев
монастырь (она поселилась в усадьбе рядом с монастырем).
Об их отношениях сплетничали все кому не лень
и смаковали стишки в стиле Баркова, вроде бы вышедшие из-под
пера Пушкина... Молва зла и чаще всего клевещет. Скорее всего,
к смене образа жизни Анну привело глубокое потрясение: после
смерти дорогого батюшки она узнала о его причастности к убийству
Петра III и смерти княжны Таракановой... И всю оставшуюся
жизнь она посвятила искуплению грехов своего отца, жертвуя
огромные средства из его состояния на нужды церкви. Анна крестила
всех своих крестьян-чувашей в Самарском уезде, а Юрьев монастырь
выжил и сохранился только благодаря ей. Ее благотворительность
простиралась не только на многие российские храмы, но и на
храмы Цареграда, Александрии, Дамаска и Града Святого.
Фотий - личность странная и неоднозначная. Пушкин
написал на него эпиграмму: "Полу-фанатик, полу-плут;
ему орудием духовным проклятье, меч, и крест, и кнут. Пошли
нам, господи, греховным, поменьше пастырей таких, - полу-благих,
полу-святых." Однако, как бы не оценивал блаженного свет,
в умении убеждать ему не откажешь. В те годы, когда "ни
одна пушка в Европе не смела выстрелить без разрешения России",
угроза самой основе государства - православию, по мнению Фотия,
исходила от надвигающегося с Запада тумана мистики, атеизма
и масонства. Анна устроила ему встречу с Александром I, которого
священник убедил-таки закрыть все масонские ложи на территории
Российской империи.
В 1838-м Фотий, истязавший себя всю жизнь веригами
и постами, умер. От власяницы и вериг на его теле не заживали
гнойные раны, а от последнего поста желудок его так ссохся,
что пищи более принимать не мог. Врач констатировал смерть
от "атрофы кишечника". Анна проводила духовного
отца в последний путь и осталась жить в своем имении в Витославицах
подле монастыря. В 1845-м она приняла монашеский постриг и
в 1848-м решила наконец переехать в Петербург. Навестив склеп
Фотия, Анна (в полном здравии) зашла к новому настоятелю монастыря
Мануилу, и... вдруг отошла в мир иной... Слухи об ее убийстве
пошли после того, как в 20-м веке могила ее была вскрыта,
и положение трупа не оставляло сомнений, что женщина была
похоронена заживо.
При разорении монастыря в 30-е годы 20 века
останки Анны и Фотия были тайком перезахоронены у Благовещенской
церкви в Аркажах, что находится в километре от монастыря.
|