"Божий Ангел, зимним утром Тайно
обручивший нас,
С нашей жизни беспечальной Глаз не сводит потемневших.
Оттого мы любим небо, Тонкий воздух, свежий ветер
И чернеющие ветки За оградою чугунной.
Оттого мы любим строгий, Многоводный, темный город,
И разлуки наши любим, И часы недолгих встреч." (Анна
Ахматова)
Последний
день в Питере выдался сумрачным. В сквере, где любил гулять
на просторе Онегин, бродячий
пес напомнил о глинтвейне, но с утра было совсем не дионисово.
"Греческая" тема настигла меня и тут, в самом сердце
Петровского Петербурга... Под золотым корабликом, утонувшем
в низком небе, на башне Адмиралтейства стойко пережидали промозглую
погоду герои Троянской войны, полуобнаженные нереиды у входной
арки играли с глобусом, а на горельефе, рядом с Петром Великим
стояла сама богиня Афина...
С Древней Грецией наша связь метафизична, через
Византию, таинство крещения, Святого Андрея Первозванного...
В честь него Петр учредил высший орден, для своего флота выбрал
Андреевский флаг и поместил в основание Петропавловской крепости
золотой ковчег с частицей мощей апостола Андрея. Петербург
был основан в тот же день, что и Царь-Град, и ровно через
250 лет после его падения, а все указы Византийских Императоров,
не отменённые ими самими или Вселенскими Соборами, действовали
на территории Российской Империи вплоть до революции 1917
года...
После
революции в главном кафедральном соборе столицы Российской
империи устроили антирелигиозный музей, подвесили маятник
Фуко, и многие поколения школьников завороженно следили за
его качанием, а когда он наконец сшибал спичечный коробок,
подставленный под острие экскурсоводом, кто-нибудь да цитировал
знаменитого астронома "И все-таки она вертится!
Здесь,
под куполом, провел 116 ночей "очевидец незримого"
- Павел Филонов. Он рисовал карту Северного полушария на деревянном
диске под маятником, причем в такой проекции, что Ленинград
находился как раз в центре, под острием. Куда исчез этот шедевр
- неизвестно. Зато в начале 21 века восстановлена главная
святыня храма – престол Божий, завязан еще один узелок оборванной
нити в канве пространства-времени.
...Нити мира рвут не только революции и войны.
Во времена Петровы форма богослужения оставалась греческой,
но искусство иконописи было утрачено. Дело не только в том,
что с петровскими реформами пришла мода на новое "западное"
искусство, и в поисках сюжетов поэты и художники "проваливаливались"
по оси времени в эпоху эллинов, а в храмах иконы заменили
религиозной живописью. Причина - и в свойствах самого времени.
Шедевры древних мастеров скрыла от людей потемневшая от времени
олифа, к тому же большая часть их была спрятана еще и под
богатыми окладами. Наши великие поэты и художники 18-19 века
не знали ни Феофана Грека, ни Андрея Рублева. Реставраторы
научились расчищать иконы и "открыли" их для всех
лишь к началу 20 века...
...Иконы я смотрю в Строгановском дворце, а
свидание с Исаакием
- почти на бегу. Сегодня он закрыт, и до его ангелов мне не
дотянуться... Что ж, "будем мочь и желать и выйдет тогда,
когда — время."
|