"Сегодня ночью я смотрю в окно и
думаю о том, куда зашли мы?
И от чего мы больше далеки: от православья или эллинизма?
К чему близки мы? Что там, впереди? Не ждет ли нас теперь
другая эра?
И если так, то в чем наш общий долг? И что должны мы принести
ей в жертву?"
( Иосиф Бродский )
Китаянец Пань-Гу (см. предыдущую
страничку) встретился совсем не случайно. Помимо Китайского
кабинета в Большом Дворце Екатерина Великая повелела выстроить
китайскую деревню, театр, пагоды-беседки. Европейской модой
на "шинуазри"(китайский стиль) Екатерину Великую
заразил ее вольнодумный pen-friend
Франсуа. В жизни, правда, они никогда не встречались, хотя
переписывались аж 15 лет и обменивались милыми подарками.
Вольтер, еще в молодости осознавший путь дао секрет
человеческого счастья ("главное - ладить с самим собой"),
увлек императрицу идеями идеального царства разума (как в
Китае )
и Конфуцием. После его смерти Екатерина выкупила всю его библиотеку
(7000 фолиантов и 37 томов рукописей), к которой в свое время
будет допущен сочинитель Пушкин, работавший над историей Пугачевского
бунта.
Будущие поколения остались, правда, в неведении
по поводу того, что думал Александр Сергеевич о Вольтеровской
истории империи Петра, и свою версию истории государства российского
русский гений написать не успел, зато на Карамзинскую написал
эпиграмму: "Он доказал нам без пристрастья необходимость
палача и справедливость самовластья..." Николай Михайлович
был его учителем в Лицее, и над "Историей" своей Карамзин
работал как раз в Китайской деревне, в которой при царях жили
знатные гости и придворные, а в 20 веке устроили что-то вроде
пансионата для писателей. Бывали здесь и Ахматова, и Мандельштам.
В 21 веке деревня восстановлена, в ней опять разместился "пансионат",
но писателям он вряд ли по карману, да и взят на 100 лет в
аренду чуть ли не голландцами. А к 300-летию Царского Села
(уже не за горами, в 2010-м ) братья-китайцы на свои средства
собираются вернуть к жизни еще и китайский театр, разрушенный
во время Второй мировой.
Кроме античных и китайских мотивов в архитектуре
Царского Села присутствуют и итальянское барокко, и готика,
и древнерусский стиль... Когда-то принадлежала эта земля Великому
Новгороду, а селились на ней ижора и вепсы. Они называли это
место Сарской Мызой, что значит "поселение на возвышении".
Потом на какое-то время шведы переиначили название на свой
лад - Сарицхофф, но в конце концов окрестные земли достались
Екатерине I в подарок от мужа-императора, вокруг вырос городок,
и Сарская превратилась в Царскую, а мыза - в Село.
Здесь
же, в Александровском дворце, последние 12 лет своего правления
жил Николай II. Недалеко от дворца в средневековых традициях
русских зодчих был выстроен храм, ставший любимым у последних
Романовых. На его постройку императорская чета пожертвовала
150 000 рублей. В 1912 году был освящен верхний храм во имя
Феодоровской иконы Божией Матери, которая считалась покровительницей
рода Романовых. Именно перед ней был благославлен на царство
основатель династии - Михаил Федорович.
Последний Романов не вписывался в Карамзинскую
формулу благополучия российской власти и, не обладая нужными
качествами для сохранения самодержавия, империю не сохранил.
Российская империя состоялась в истории благодаря Ивану Грозному,
Петру Великому, Николаю I... И можно сказать, что судьба её
была предрешена, когда в возрасте 49 лет умер отец будущего
Николая II - император Александр III, наделенный не только
волей, но и недюжинной физической силой (в его железных пальцах
и серебряный рубль гнулся). В противоположность отцу, Никки
считали слабохарактерным, хотя качество это, может быть, было
даже не столько врожденным, сколько воспитанным... Выросший
в традиционных для России идеалах православия, государь всегда
"помнил" о том, что рожден в день поминовения многострадального
Иова, был готов терпеть лишения, более того, был безразличен
к страданиям в собственной судьбе. В конце своего царствования,
единственное, что его действительно волновало - это судьба
сына...
В подвале собора, построенного к 300-летию дома
Романовых, чуть позже был освящен нижний пещерный храм во
имя преподобного Серафима Саровского. В нижнем храме была
устроена царская комната и отдельно еще молельня для Императрицы
Александры Федоровны, мучающейся страхами за цесаревича Алексея,
чья болезнь была государственной тайной. Многие в окружении
царя считали, что на самом деле правила государством именно
"железная Алекс" и те, кто "за ней". А
за ней стоял Григорий Распутин, обладавший несомненной гипнотической
силой и вселивший в нее надежду на исцеление сына. В какой-то
момент вокруг царской семьи образовался мистический круг,
в который допускали только "своих", то есть одобренных
Распутиным... Без его совета Николай II не решался даже назначать
министров... Впервые Распутин появился в Царском Селе еще
осенью 1905-го, трагического для российской истории года...
...Предчувствуя
свою смерть, тобольский знахарь оставил жуткое предвидение
гибели и царской семьи... Похоронили его недалеко от Феодоровского
собора, в районе Ламских конюшен, где фрейлина и близкая подруга
Александры Федоровны - Анна Вырубова в ноябре 1916-го (за
месяц до убийства) заложила часовню преподобного Серафима
Саровского. Позже могила Распутина была вскрыта и осквернена,
и о судьбе трупа, наверное, лучше всего знают в питерской
клинике простатологии, директору которой удалось добыть важную
часть плоти "святого черта".
В молельню императорской семьи в Феодоровском
соборе вело крылечко, увенчанное золотым орлом. Над входом
- мозаичное изображение архангела Михаила, покровителя земли
Русской...
Места на флэшке в моей камере уже не было, и
аккумуляторы моргали последним кубиком, но что-то меня заставило
вернуться к лику архангела, вычистить неудачные кадры, чтобы
сделать еще один... обычный кадр, просто "на память"
о вдруг нахлынувшем и необъяснимом ощущении света и покоя.
Может, это свойство "намоленного места" .
В церковном дворе около собора растут дубы,
посаженные еще царской семьей. А за церковной оградой, среди
весеннего леса, вдали от тропинок и людей, сидел на пеньке
человек с аккордеоном и играл сам для себя. И льется музыка,
музыка, музыка... Хотя - нет... это рвалась на волю его душа.
"Поеду снова в Царское Село - Туда, где до прозрачности
светло..." .
|