"Аллеи Павловска пусты, и я иду по
ним неспешно:
Давно изученный пейзаж и каждый раз неповторимый...
В такие светлые часы легко забыть, что все мы грешны,
И, может, Ангелы грешны и даже метят в Серафимы. "
(Александр Дольский)
Павловский парк создавался в течение полувека тремя поколениями
архитекторов, за день его пешком обойти сложно. Во времена
Екатерины II здесь еще были болота да охотничьи угодья, их-то
она и подарила в 1777-м своему сыну Павлу в честь рождения
первого внука, будущего императора Александра I.
А когда родилась внучка императрицы, Павел
получил Гатчину и Павловское подарил супруге. Мария Федоровна
очень любила эти места, отдыхала здесь от придворного этикета,
занималась благотворительностью. Она обладала многими талантами,
любила музыку, рисовала, увлекалась резьбой по камню и кости,
даже сама работала на токарном станке. Павловские сады служили
ей источником вдохновения, а дворец хранит немало вещиц, созданных
ее руками.
Ее старший сын Александр, став императором,
соединил Павловск первой в России железной дорогой с Царским
Селом и Петербургом, и окрестным дачникам со спокойной жизнью
пришлось проститься. Особенно они не любили выходные, когда
из столицы приезжали толпы на бесплатные концерты в воксале.
Проезд в вагонах первого класса стоил 1 рубль, второго - 60
коп., и чтобы как-то завлечь публику на новый аттракцион с
рычащим чугунным зверем, на конечной станции построили специальное
здание с открытыми галереями, танцалами, рестораном и множеством
отдельных удобных нумеров. Сначала в воксале звучала только
легкая музыка, позже стали приглашать знаменитостей. На протяжении
10 музыкальных сезонов шесть раз в неделю дирижировал своим
оркестром Иоганн Штраус-младший. Из Павловска он восторженно
писал на родину, что "живут лишь в России"! И с
таким жалованьем, как у него (40 000 рублей серебром в год)
жить было можно неплохо. Его квартира из восьми комнат находилась
тут же, в левом флигеле вокзала. К тому же, он был влюблен
и счастлив, сердце его принадлежало Ольге Смирнитской, одной
из первых женщин - композиторов. Увы, родители его дамы сердца
не дали согласия на их брак, и Иоганн уехал из России. Позже,
уже 60-летним, он посетил еще раз эти места, подарившие ему
любовь и вдохновение.
Одним из последних владельцев фамильной резиденции
Романовых в Павловске был двоюродный дядя Николая II - великий
князь Константин Константинович, генерал, ученый, поэт. Титул
великого князя обязывал изучать военное дело, их императорские
высочества не уклонялись от службы в армии, участвовали и
в военных действиях. В русско-турецкую войну 1877-78 годов
20-летний Константин Романов был награжден орденом Св. Георгия
4-ой степени. Но из-за слабого здоровья был вынужден оставить
морскую службу, перешел в Преображенский полк, дослужился
до командира, позже стал главным шефом кадетов и юнкеров.
Среди членов императорского Дома Константин
Константинович был более других обласкан музами, сочинял музыку,
увлекался театром, переводил Шекспира, а из всех наук наиболее
привлекали его астрономия и география. Став в 31 год Президентом
Академии наук, Константин Константинович содействовал открытию
обсерваторий и организации экспедиций, не без его участия
появился в России первый ледокол "Ермак". Однако,
сам он считал, что высшей и святейшей из обязанностей для
него является призвание поэта. В сборниках поэтов серебряного
века его стихи подписаны инициалами КР.
Павловский парк помнит и его сестру - настоящую
королеву Эллинов. Так Великую княжну Ольгу называли подданные
ее мужа - короля Греции. А тот, в свою очередь, был братом
императрицы Марии Федоровны, супруги Павла Первого... Генеалогическое
древо их величеств и высочеств не менее ветвисто, чем у обитателей
греческого Олимпа. Да и семена его проросли во времена смуты,
и олимпийцам, как известно, дал рождение Хаос. Из его хунь-дуня
вылупился Эрос и покатилось... И если бы не искусство, наука,
поэзия..., то мир бы наш пребывал в хаосе до сих пор.
В
доэллинскую эпоху, правда, понимали, что если есть яйцо, то
должна быть и курица. Люди познавали жизнь, объясняя ее в
соответствии со своими представлениями, соответственно, и
поклонялись сущностям женского рода (черепахе, утке, паучихе
и тд). К эллинским временам древние уже сообразили, что мужские
особи тоже как-то участвуют в деторождении, поэтому в древнегреческой
мифологии божественные функции распределились между богами
и богинями поровну. Но источником возвышенных состояний по-прежнему
оставались дамы, да не простые, а "мыслящие", то
есть музы. Однако, если мужчинам-творцам не обойтись без муз,
то и у женщин, наверное, должен быть меценат музык
.
Сами музы на Парнасе появлялись в сопровождении солнечного
Феба - Аполлона.
...От Павловского Парнаса расходится 12 дорожек.
На самых сумрачных аллеях установлены скульптуры Ниобид. Царице
Ниобе, матери большого семейства, вздумалось осмеять богиню
Лето, у которой было лишь двое детей - Аполлон и Артемида.
Боги отомстили за мать, поразив стрелами всех детей Ниобы.
Кроме Ниобид, гуляя по аллеям, можно наткнуться еще на Боргезского
бойца и Актеона, подсмотревшего, как купается Артемида. Гнев
ее был страшен, еще страшнее была судьба бедного охотника:
его разорвали собственные же собаки, после того как Артемида
превратила его в оленя.
![](sm/s023.jpg)
|