Все достопримечательности в Старой Ладоге расположены
недалеко от крепости, на берегах Волхова, по которому еще
до Рюрика плыли мимо города купцы и варяги. И древняя Ладога
жила совсем неплохо, во всяком случае, в самых древних слоях
археологи находят только кожаную обувь, а лапти здесь появляются
века спустя, после присоединения Ладоги Московией. Но древнерусы
знали другую реку: в те времена уровень воды был ниже. Плавание
на лодках-однодеревках по порожистой реке было не из легких,
а "в греки" попасть - и того сложней. Один волок
между Днепром и Ловатью - чего стоит, легче в греки пройти
из Югры .
Путь "из варяг в греки", о котором
первым нам поведал опять-таки Нестор-летописец, не менее загадочен,
чем история с Рюриком. Вполне возможно, что и на это у него
(или киевского князя) была своя причина. Ведь в летописи этим
путем идет Андрей Первозванный, который из Корсуни (Херсонеса)
задумал навестить брата в Риме... почему-то через варяжские
земли.
"Путь
из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, и вверх Днепра волок
до Ловоти, по Ловоти внити в Ильмень-озеро великое, из него
же озера потечеть Волхов и втечеть в озеро великое Нево и
того озера внидеть устье в море Варяжское, и по тому морю
ити до Рима, а от Рима прити по тому же морю ко Царюгороду,
а от Царягорода прити в Понт море, в неже втечеть Днепр река".
(ПВЛ)
Путешествие Андрея Первозванного началось в
Крыму, а закончилось напротив Крыма, в Синопе, и про все путешествие
в летописи - всего лишь несколько слов. Такое впечатление,
что пошел первоапостол вверх по Днепру только для того, чтобы
крест поставить на месте будущего Киева, а в Новгород "завернул",
чтоб потом в Риме рассказать про дикие банные обычаи новгородских
словен: "и начнуть хвостатись, и того собе добьють, одва
вылезуть еле живы; и обольются водою студеною, и тако оживуть".
В византийских источниках об этом пути ни словечка, хотя русь
в них упоминается, и путь по днепровским порогам подробно
описан, а в арабских летописях - и вовсе Черное море называется
Русским. По мнению арабов, никто кроме русских по нему и не
плавал до 10 века...
У современных исследователей появилось подозрение,
что Нестор в маршруте первоапостола перепутал Днепр с Дунаем,
потому как оговорился, что впадает река в Понт "треми
жерелы" (как Дунай, а не Днепр) и по Дунаю идти в Рим
как раз и логичнее, и проще. Все остальные народы на север
Европы этим маршрутом и шли, но у русских, как известно, свой
путь. И путь этот указал Андрей Первозванный. А если б он
не догадался нас выбрать, то мы бы его сами первоапостолом
назначили .
...Былины, с которых началась вся моя читательская
биография, по сути древнерусские мантры. Их стихотворный размер
действует как набор заклинаний. Для своих, защитников земли
- "не топтать врагам нашу землю", для ворогов -
"не ходите войной на великую Русь, она век стоит не шатается,
и века простоит не шелохнется". Прп. Илия (прототип Ильи
Муромца) закончил свой земной путь иноком Киево-Печерской
лавры, сменив воинский меч на меч духовный. Его примеру последовал
в конце жизни и Александр Невский. По преданию, великий полководец
не просто бывал в Старой Ладоге, а лагерем стоял. Здесь он
перед Невской битвой освятил свой меч в соборе Святого Георгия
Победоносца, построенного в честь отражения местной дружиной
атаки шведов в 12 веке.
На стенах собора сохранилась фреска "Чудо
Георгия Победоносца о змие" - шедевр мировой культуры.Уникальна
она не только тем, что дожила до нашего времени, но и оригинальностью
раскрытия сюжета. Древний художник изобразил Святого Георгия
без копья, подразумевая, что он усмирил Змея Словом. Чудо
удалось ему без крови и смертельных ран, и прирученного зверя
ведет на поводке спасенная девушка. Была ли какая-то причина
для отхождения от церковных канонов, неизвестно.
Недавно храм был отреставрирован на деньги
из личного фонда Президента, и президент лично приезжал на
фреску посмотреть. А мы ее так и не увидели: собор, к сожалению,
во время нашей поездки был закрыт.
|