"Вымысел - не ложь, а литературный
прием, позволяющий автору довести до читателя ту мысль,
ради которой он предпринял свой труд, всегда тяжелый...
"
(Л. Гумилев)
Лет в пять родители отправили меня в библиотеку со списком,
по которому мне надлежало приобщаться к литературе. Первой
в списке значилась "Каштанка". Но на руки-то выдавали
две книжки, и вторую я выбрала сама. По сути это был мой первый
трудный выбор: хотелось взять с собой пол-библиотеки. А победил
Васнецов. Из-за его богатыря на распутье я вместе с Чеховым
принесла домой "Русские былины".
И
с тех пор, как только засуну нос в седую старину, так откуда
ни возьмись накатывает: "Каштанку жалко". Это только
Илья Муромец по всем трем дорогам сходил и удовлетворенный
вернулся, сохранил и себя, и коня, и женатым не стал. А сколько
после его походов могильных курганов осталось, никто не считал.
Ратная слава для наших предков была не смыслом жизни, а ее
сутью и оправданием плачей всех своих Ярославен.
Древние сказители и летописцы про волшебную
силу Слова всё знали и ей владели, каждый в меру своего таланта
и зависимости от ТогоКтоНаверху. И целых 700 лет скорбные
повести древнерусского эпоса настраивали русичей на бои
без правил ратные подвиги, причем довольно успешно: Русь
превратилась в империю. Со временем былины обогатились обсценной
лексикой, а с приходом к власти Петра в русскую литературу
сначала занесли иностранные словечки, а потом и ять из нее
выкинули. И превратился язык, на котором писал монах Киево-Печерского
монастыря, в суржик из древнерусского с романо-германскими,
поди пойми, что Нестор хотел донести до потомков. Если еще
учесть, что летопись после него многие (Сильвестр, Лаврентий
и др.) правили, то каждое новое понимание "где правда,
где - вымысел" - это целая диссертация, а науку у нас
финансируют плохо.
В сухом остатке через 1000 лет первым правителем
остался Рюрик, который в 9 веке пришел со своей русью на славянские
земли владеть ими. Это и стало для Рюриковичей важнее даже
кровных уз, хотя слова вендетта в их лексиконе и не было.
Если верить Нестору, то славянский и русский языки не различаются,
значит, пришлая русь, скорее всего, была славянской дружиной,
или, в крайнем случае, интернациональной... Рюриковичи правили
7 веков. Про самого Рюрика в ПВЛ - совсем мало, ибо писалась
она (по заказу князя Святополка II Изяславича) 250 лет спустя
его княжения. Нестор написал коротко: в 862 году Рюрик сел
в Новгороде. Впрочем, рюриковские подвиги могли вымарать из
текста после смерти Святополка (многим ненавистного), или
- еще позже, и осталась от первого правителя Руси в летописях
только черточка в 17 лет правления да сын Игорь.
В 18 веке историк Карамзин обнаружил в Костроме
Ипатьевский список (датируемый 15 веком), в котором первой
столицей Рюрика называется уже Старая Ладога (откуда он в
Новгород уехал через 2 года). Но и в этой летописи о делах
его ни слова. В 879 году первый полумифический правитель Руси
умер. На вопрос "где"
отвечает другая летопись. И в скандинавских сагах сведений
про Рюрика - самый минимум. Возможно, он и там был чужой,
и у нас своим не стал.
Археологические
изыскания по сравнению с летописями состарили Старую Ладогу
еще на один век. В слое 8 века обнаружили остатки деревянного
дома, и по годичным кольцам найденных бревен назначили городу
юбилей в 1250 лет аккурат на тот же год, когда Питеру 300
справляли.
И как только в счете колец не сбились .
Но сколько нам открытий чудных еще предстоит... Научные раскопки
в Старой Ладоге занимают площадь пока всего в 2 процента от
ее территории.
Находки археологов раскрывают и некоторые загадки
в летописи Нестора. Найдены, например, стеклянные "глазки",
которые монах насобирал в Ладоге. Правда, сам-то он считал,
что они из тучи выпали. Его в этом местные убедили. Нарассказывали
ему баек, что своими глазами видели, как на севере с небес
и белки падали, и оленьцы малые, а потом по земле разбегались.
И в Хронографе написано, что как-то с неба и пшеница упала,
которую потом в закрома засыпали. Нестор честно все их рассказы
и записал для потомков.
Но
мы-то знаем, что бесплатный сыр только в мышеловке бывает,
поэтому про "глазки" всё поняли: валюта это была
местная, на которую у индейцев чуди шкуры выменивали,
а за те шкуры настоящие деньги у греков получали. Одна из
самых уникальных находок нового времени - набор инструментов
кузнечно-ювелирной мастерской, которые до сих пор в рабочем
состоянии, хотя ими пользовались еще до Рюрика!
Раскопки
в Старой Ладоге начали вести в начале 18 века, и могильник,
который считается сейчас Олеговой могилой, первым открыл современник
Пушкина Зориан Доленга-Ходаковский. Ему, правда, и в голову
не пришло, что обгорелые кости являются останками второго
правителя Руси, прибившего свой щит над вратами Царьграда.
Может, он только киевскую версию летописи читал, а по ней
Олегова могила находится под Киевом, на горе Щековица. Хотя
и другая версия (про староладожскую змею) была записана с
киевской в одном веке.
В
наше время костей из могильников добавилось, и ввиду того,
что рядом со скелетами найдены заклепки от древних кораблей,
вполне возможно, что в урочище Плакун похоронен был какой-то
норманнский конунг... Норманны в Ладоге, действительно, часто
бывали, особенно во времена Ярослава Мудрого, который женился
на дочери шведского конунга Олава и преподнес ей Альдейгьюборг
в качестве свадебного дара.
Скандинавы называли Ладогу "городом на
Нижней реке" (Альдейга - нижняя река). Русское же название
будто бы от него производное или происходит от рыбы лодоги-лудоги,
которой был полон Волхов.
А может все проще? Что могли сказать русские
жены своим мужьям, отправлявшимся в дальнюю дорогу "из
варяг в греки"? В добрый путь! Доброго пути! ЛАДО - ГА
.
(ГА с древнерусского - "путь-дорога")
|