"Желание странствовать не профессия, а склонность души.
Она или есть, или ее нет. У кого есть, тот уж изменить не может.
У кого нет, тому - незачем."О.Куваев "Дом для бродяг"

Владимир Залесский
(28 января 2006)

На исходе второго месяца зимы мороз подустал и ослаб, дабы дать передышку себе и людям. Грех было не воспользоваться , да и давно мне хотелось погулять по зимнему Суздалю.

От Курского вокзала каждые полчаса уходит во Владимир комфортабельный экспресс с телевизорами в салоне. За дорогу можно посмотреть две легких комедии или, засмотревшись на заснеженный лес, унестись туда, куда думка занесет .

От вокзальной площади Владимира до Суздаля еще минут 40 на маршрутке, ну а если выйти из московского экспресса у Золотых ворот (за одну остановку до вокзала), то можно неспешно пройтись пешочком по улицам да крепостным валам и часа за полтора увидеть почти все основные достопримечательности древней столицы.

Тем, кто во Владимире ни разу не был, лучше заехать сюда хотя бы на день: и в Боголюбово съездить, и чудо из чудес - Покрова на Нерли увидеть, и в музеи владимирские заглянуть, и фрески Андрея Рублева рассмотреть.

Ну а чтобы не перепутались в голове века и эпохи, надо заранее разобраться со всеми князьями, особенно с Владимирами, и вспомнить для начала, что киевский князь Владимир (Мономах) - Красным Солнышком не был, а приходился тому аж правнуком . То есть жил на целый век позже, когда по данным археологов и были построены валы крепостные. Эта версия - археологическая - встречается чаще. Однако, в год 900-летия крещения Руси "случайно" обнаружили в летописи (не важно в какой, все равно все они сочинялись много позже случившегося), что "в лето 6498-е (990г.) поиде Володимер в землю Словенскую и страну Залесскую, в Суздальстей области и в Ростовстей, и постави тамо над рекою Клязьмою град, и нарече его первым своим именем Володимир", то есть город в свою честь назвал, оказывается, не Владимир II (Мономах), а Владимир I Святой, который Русь крестил, взойдя над ней Красным Солнышком.

После свержения атеизма в конце 20 века эта версия вдруг стала нравиться больше. Что ни говори, а справить городу 1000 лет гораздо почётнее, чем каких-то 900 . На самом деле большой роли не играет, в честь какого Владимира город назван - оба для отечества немало сделали: первый Русь в христианство обратил, второй - землю русскую пытался "собрать". Навоевавшись за свою жизнь с братьями да дядьями, перед смертью написал Владимир Мономах (внук Ярослава Мудрого) "Поучение своим детям", чтобы те жили в мире и любви и не забывали бы сирых и убогих. Но сыновей-то у него было много (по разным источникам до 10), и трудно было отцовский завет им выполнить - уж больно хотелось каждому посидеть на киевском престоле.

Хорошо хоть внуки были немножко умнее. Поднялся Владимиров город в истории и сохранился для потомков благодаря братьям Андрею и Всеволоду (внукам Мономаха и сыновьям Юрия Долгорукого). Храбрый правдолюбец Андрей Боголюбский на киевский престол не рвался, северный климат ему больше нравился, да и видение ему было, где лучше жить да править. И заложил он новое великое княжение Владимирское, которое два с лишним века оставалось главным на Руси после свержения Киева. А деда он уважал и как мог попытался завет исполнить. По сути он стал первым русским царем, перенеся столицу из Киева во Владимир и став "самовластным" государем. В ознаменование объединения Руси под главенством Владимира Андрей Боголюбский учредил праздник Покрова пресвятой Богородицы и построил храм Покрова на Нерли. Но усиление княжеской власти не всем нравилось, и Андрей жестоко расправлялся с недовольными. За что и поплатился жизнью, погибнув мученической смертью.

В период его княжения в городе было построено 5 ворот. Серебряные стояли на въезде из Боголюбово (на востоке), золотые - на западе, Волжские - на юге, а еще около реки Лыбеди - Медные и Иринины. Главные ворота - золотые (1), к счастью, пережили и татаро-монгольское нашествие, и пушечные ядра польской интервенции. В толще стен спрятаны 64 ступени, которые сегодня ведут в музей военной славы. На владимирской земле родились генерал Столетов, знаменитый русский флотоводец Михаил Петрович Лазарев. Великий полководец А.В.Суворов командовал Суздальским пехотным полком в первой польской войне и свою "Науку побеждать" написал на владимирской земле в своем имении над рекой Ундолкой.

Уникальным памятником владимиро-суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени стал Успенский собор, который при князе Андрее Боголюбском был выстроен однокупольным, однако его позолоченная глава возвышалась на несколько метров выше и главного киевского храма, и новгородского, а помещалось в нем тысячи две человек. Храм был украшен барельефной резьбой, порталы и барабаны окованы золоченой медью, двери порталов также писаны золотом, неудивительно, что народ ахнул, когда с собора впервые сняли строительные леса. Летописцы сравнивали Успенский собор Владимира с храмом царя Соломона в Иерусалиме. Правда, о том соборе (времени Боголюбовского правления) мы можем лишь догадываться. Первый раз он пострадал от пожара уже через четверть века...

Брат Андрея - Всеволод (Большое Гнездо) также поддерживал идею единовластия на Руси, и в его правление владимиро-суздальское государство еще больше окрепло и достигло наивысшего расцвета. Он и Успенский собор перестроил в пятиглавый, чтобы тот не слишком уступал многоглавой Киевской Софии. Правда, в последнее время летописи стали прочитывать по-новому да понимать иначе , поэтому появилась версия о том, что многоглавым собор был задуман изначально.

Как бы там ни было, этот собор стал образцом для многих мастеров и в более поздние века. Например, итальянец Фиораванти прежде чем построить Успенский собор в Московском Кремле, сначала тщательно изучил шедевр древних владимирских зодчих, "приведенных Господом изо всех земель".


Старообрядческая Троицкая церковь (2) - последний храм (1913-1916), построенный во Владимире. Внутри расположены фирменный магазин хрустальной посуды и музей декоративно-прикладного искусства "Хрусталь. Вышивка. Лаковая миниатюра"

(3) Костел (в псевдоготическом стиле) св. Розария Пречистой Девы Марии (1891) - единственный католический храм на Владимирской земле. Построен на средства сосланных во Владимир солдат польско-литовского полка.

(4) Водонапорная башня на Козловом валу (5)
(музей "Старый Владимир")

Здание реального училища (рядом с Золотыми воротами) было построено в 1908 году (стиль модерн). На главном фасаде здания - скульптурные портреты ученого-физика А.Г. Столетова и выдающегося химика Д.И. Менделеева

Здание бывшей городской думы на Соборной площади построено в 1906-1907 году (псевдорусский стиль)

(6) Первое архитектурное чудо Владимира: Успенский собор - главный кафедральный храм Северо-Восточной Руси. Построен в 1158-1160 гг. В 1185-1189 гг. при князе Всеволоде Большое Гнездо собор был перестроен и стал пятиглавым. Колокольня собора построена в 1810 г, теплая Георгиевская церковь встроена между собором и колокольней в 1862 г.

(8) Второе архитектурное чудо - Дмитриевский собор - главный княжеский храм, построенный Всеволодом Большое Гнездо в 1194-1197 гг. в ознаменование рождения сына, посвящен святому воину Дмитрию Солунскому. В резном оформлении фасада центральная фигура - царь Соломон, вокруг которого изображены звери и птицы, растения и сценки из жизни. В соборе сохранилась часть росписей XII века, среди которых: фрагменты композиции "Страшный суд", изображения Александра Македонского и самого князя Всеволода.

(11) Вдалеке виднеется Богородице-Рождественский мужской монастырь, основанный в 1191 г. великим князем Всеволодом III Большое Гнездо. В монастыре был похоронен другой великий князь владимирский Александр Невский (в ХVIII в. его останки по указу Петра I перенесены в Санкт-Петербург).

Copyright © 2005 LStudio
Hosted by uCoz