"Желание странствовать не профессия, а склонность души.
Она или есть, или ее нет. У кого есть, тот уж изменить не может.
У кого нет, тому - незачем."О.Куваев "Дом для бродяг"

Путешествие из Москвы в Петербург

Трасса М10 (бывшая E95)

"Сетования на несчастное состояние народа преувеличены и пошлы..."
("Путешествиe из Москвы в Петербург" А. С. Пушкин)

То же самое можно сказать сегодня и про состояние российских дорог . Во всяком случае, состояние трассы M10 - вполне удовлетворительное, хотя отдельные личности и пытались нас предостеречь:
- И куда вас несёт? После Твери - дороги нет!

В интернете предупреждений о битом полотне дороги встретилось только два - вблизи Вышнего Волочка и на объездной вокруг Новгорода. Но мы (блондинка, шатенка и почти брюнетка) собирались проехать через Новгород, а не вокруг. Да и поздно нас было останавливать - все наши фибры уже вырвались из монотонной обыденности в весну и настроились на приключение дороги!

И вот - не слишком ранним утром (трое повстречались не случайно ), надев белые штаны и украсив автомобиль георгиевской ленточкой, мы выехали на трассу M10 ("Россия") на 41-м км. К несчастью (для штурмана с фотоаппаратом), руль у молоденькой Мазды был справа, поэтому если на пиво еще можно было как-то отвлечься, то от съемок пейзажей за бортом постоянно отвлекали восклики водителя: "Ну что - обгоняем?!"

Легко спросить... И водитель, и штурман сидели справа, а следовательно, встречную полосу обеим было видно одинаково. При этом функции на дороге были распределены совершенно четко: водитель обозревал ямки в дорожном полотне (во многих местах покрытом юным и гладким асфальтом), а штурман пялился в карту (чтоб не пропустить что-нить интересное) и делал стойку на пунктир разделительной линии вместо того, чтобы спокойно смотреть в окно и следить за знаками карманов для обгона.

Третий член экипажа, блондинка, сидящая на привычном для нашей долготы месте водителя, как раз спокойно (вкушая музыки под пиво) смотрела в окно:
- А встречные машины нам подмигивают!

- Снижай скорость! Эххх... поздно. - На обочине уже нарисовался повелитель полосатой палки. Зато из магнитолы очень вовремя прокомментировал ситуацию Тимур Шаов: "Я по правилам езжу, я пристегнут ремнем, не иду на обгон и не пью за рулем, но он штрафует меня, он находит придирки любые..."

Мы были пристегнуты, не шли на обгон, за рулем не пили, но ... после Солнечногорска и Клина никаких деревень на трассе не заметили... Гаец взял всё, что дали, и добродушно посоветовал нам ехать через населенку со скоростью не больше 80-и. Тогда, дескать, все будет Ok. Поэтому, когда в следующий раз в населенке нас штрафовали за превышение в 37 км/час, в честных карих глазах нашего водителя было законное недоумение:
- Откуда 37? Всего - 17! Ваш предыдущий коллега разрешил нам ехать через деревни со скоростью 80!

Жаль, издевательский рефрен Шаова был неслышен тому, кому он был предназначен: "И твой отец – гаишник, И твой дед – гаишник, И твой брат – гаишник, И твой кум – гаишник, Деверь твой – гаишник, И будет сын – гаишник..." Справедливости ради, следует добавить, что такая кучная семействейность гаишников на трассе М10 более всего наблюдается исключительно в Тверской области.


Мысли в дороге... Пушкин до Твери ехал от Москвы почти сутки. А в Питер приехал через неделю полумертвым... Что тогда говорить о Радищеве, который проделал этот путь по дороге, вымощенной бревнами и фашинником (вязанками хвороста). И ведь зачем поехал? Специально - чтоб эту книжку написать! Может быть, состояние дороги не в последнюю очередь и способствовало появлению первого в России диссидентского опуса, который испортил самому Радищеву жизнь и ни на йоту не улучшил положение народа...

Все-таки неспроста дали этой трассе название "Россия"... Во-первых, связывает две российские столицы, между которыми находится еще и столица Древней Руси, то есть то самое место, откуда есть пошла земля русская. Во-вторых, во все времена к ней (государевой дороге) было повышенное внимание властьпредержащих, в основном к тому концу дороги, к которому была ближе столица. Об очередном переносе столицы, наверное, можно было судить по ремонтным работам .

Еще при жизни Пушкина по повелению императора Александра между Москвой и Петербургом построили великолепный (по тем временам) тракт, и пушкинский лирический герой успел прокатиться "по гладкому шоссе, в спокойном экипаже, не заботясь ни о его прочности, ни о прогонах, ни о лошадях". Но... только русский человек вместо того, чтобы наслаждаться поездкой, будет развлекать себя в дороге чтением книжки опять-таки того диссидента Радищева (по собственной воле!), при этом перелистывая ее задом-наперед.

В путевых дворцах (если судить по описаниям их интерьеров) ночевали люди не бедные. И вероятно, по этому тракту больше всего мотались туда-сюда люди просвещенные (в том числе и с посольством за кордон, и на воды, и на этюды), а поэты да писатели ездили в ссылку и из ссылки... Опять же философами себя считают, наверное, все русские/обрусевшие, поэтому и мысли всякие (про народ и его права) не дают им покоя и гонят в путь... А за два-то с лишним столетия, мысли те, видимо, смешались с дорогой, осели на обочинах и, как клещи, сидят-поджидают, в кого-бы вцепиться .

Иначе трудно объяснить, почему меня вдруг тоже озаботила судьба исчезающего сословия - русского крестьянства . Может, правда, гаишники виноваты: поневоле пришлось обращать внимание на мелькающие за окном деревеньки, которых на трассе, оказывается, не так уж и мало. Крестьян, правда, не видать, зато вдоль дороги стоят бизнес-мужики и бизнес-бабы (весной они продают турецкие полотенца да китайские игрушки, летом - рыбу, грибы-ягоды, и круглый год - веники, посуду, самовары, пирожки)...

А на заправке, в сервис которой включен горячий чай, меня и вовсе вдруг осенило, как обустроить Россию! Помнится, было время, когда за 20 кг макулатуры давали дефицитную книжку... Это - сегодня книжки мало чем отличаются от дорожного мусора... Но вот если за 20 кг сегодняшних книжек (или рассыпанного вдоль трассы хлама) давать литр бензина, то у нас и дороги будут чистыми, и народу будет некая польза от нефтедолларов!

Правда, в нашей-то поездке солнечным майским днем - на дороге как раз прямо европейская стерильность , только обочины - русские, совсем неподстриженные, и - в подснежниках. Пушкин поддакивает: "Вообще дороги в России (благодаря пространству) хороши - и были бы еще лучше, если бы губернаторы менее об них заботились. Например: дерн есть уже природная мостовая; зачем его сдирать и заменять наносной землею, которая при первом дождике обращается в слякоть?"

Пушкин напоминал о себе всю дорогу... За 20 км до Торжка, после Медного мы свернули в Раёк - взглянуть на усадьбу Глебовых-Стрешневых, пока в ней еще не сделали vip-отель. От трассы до усадьбы километра три по узенькой дорожке. Сразу после поворота дорогу перебежал заяц.
- Разворачиваемся! Даже Пушкин, когда ему дорогу перебежал заяц, дальше не поехал и вернулся!
- А как же Львов (архитектор, литератор, поэт)? Заяц же - не кошка! И мы едем не на Сенатскую площадь!!!
К счастью, зайчишка тут же вернулся и перебежал дорогу назад. Так что предмет спора испарился, и за полчаса мы благополучно ознакомились с усадьбой Глебовых, которая (несмотря на отсутствие документальных подтверждений), скорее всего, была построена Николаем Львовым . Усадьба впечатляет даже в таком потрепанном виде. Узнаваема рука мастера, большого поклонника Палладио. Его творения (в том числе и семейные имения) рассыпаны по всему Новоторжскому уезду. Одно из этих имений - в Василево на выезде из Торжка. Там любимый архитектор Павла I сложил из местных морен Большой Арочный мост без применения связующего раствора!


6 мая 2006

Зеленоград - Солнечногорск 28 Солнечногорск - Клин 27 км
Клин - Завидово 22 км
Завидово - объездная Твери 45
Объездная Твери - 28 км Объездная Твери - Торжок 51 км Торжок - Вышний Волочек 74 км Вышний Волочек - Бологое 46 км Бологое - Валдай (объездная) 54 Валдай - Крестцы 57 км
Крестцы - Новгород 45 км
Великий Новгород - Питер 180 км
Путевой дневник
от Москвы до Новагорода

У Гальяни* иль Кольони
Закажи себе в Твери
С пармазаном макарони
Да яичницу свари.

На досуге отобедай
У Пожарского* в Торжке,
Жареных котлет отведай
(именно котлет)
И отправься налегке.

Как до Яжельбиц дотащит
Колымагу мужичок,
То-то друг мой растаращит
Сладострастный свой глазок!

Поднесут тебе форели!
Тотчас их варить вели,
Как увидишь посинели,
Влей в уху стакан шабли.

Чтоб уха была по сердцу,
Можно будет в кипяток
Положить немного перцу,
Луку маленький кусок.

Яжельбицы* — первая станция после Валдая. — В Валдае спроси, есть ли свежие сельди? если же нет,

У податливых крестьянок
(Чем и славится Валдай)
К чаю накупи баранок
И скорее поезжай.

На каждой станции советую из коляски выбрасывать пустую бутылку; таким образом ты будешь иметь от скуки какое-нибудь занятие. (А.С.Пушкин)

Примечание*: гостиница Гальяни, в которой останавливался Пушкин, Достоевский и др. находится на улице Володарского, 34 (бывшая Скорбященская). Сегодня в этом здании располагается Тверьуниверсалбанк.

А гостиница Пожарского в Торжке недавно (в 2002 году) сгорела. По иронии судьбы, находился в ней в это время клуб пожарников...

В царствованiе императрицы Екатерины II особенно славилась своимъ жемчугомъ одна речка при селе Яжельбицахъ

Раёк - усадьба Глебовых. Лужок уже распахали, вовсю идет реставрация одного из шедевров "отца русской усадьбы"
Современники называли Львова русским Леонардо

Чай из самовара и пирожки (из детской коляски) - бизнес всего города Крестцы (ударение на первый слог). Статус города был пожалован еще Екатериной. А в 50 км отсюда находится малая родина Миклухо-Маклая!

Пирожки - по 15 р, но очень большие!

Полезная информация


Copyright © 2005 LStudio
Hosted by uCoz