"Желание странствовать не профессия, а склонность души.
Она или есть, или ее нет. У кого есть, тот уж изменить не может.
У кого нет, тому - незачем."О.Куваев "Дом для бродяг"

Поздней осенью в Питере...

"Море – наша сила, Море – наша жисть. Веселись, Россия, Швеция – держись! "
(Александр Городницкий)

Море было нашей силой еще в те далекие времена, когда русское государство только намечалось, но русские корабли уже были на службе у византийских императоров. Русичи не задумывались тогда об окне в Европу, потому как хаживали туда-сюда и по Черному (Русскому) морю, и по Средиземному, и по Студеному, и по Балтике. Морские походы Руси создали ей славу морской державы. И если бы не постоянная "степная" угроза и не раздрызги внутри нарождающегося государства, коими умело пользовались поляки да шведы, откусывающие с каждым набегом по куску от владений Великого Новгорода, а потом и объединенного государства российского, то россияне могли бы называть свою державу морской задолго до Петра.

Есть такая русская пословица: "Морское государство без флота, что птица с одним крылом", то есть ко времени рождения Петра российский орел, имея две головы, был, увы, однокрыл и общипан, хотя еще Иван Грозный замышлял создание флота на Балтийском и Белом морях, но не вышло. А иноземцы, завладевшие землей "наших отцов и дедов" в смутные времена для Руси, уже не раз пытались прибрать к рукам и русское побережье Ледовитого океана.

В общем, назрели все предпосылки для рождения военного флота, поэтому неудивительно, что боярская дума поддержала молодого царя: "Морским судам быть…" Но - самое главное, появился человек, наделенный морской душой, имеющий к тому же и власть, и способности, чтобы это стало возможным. Заморские наблюдатели только диву дались, в какой короткий срок Россия обзавелась эскадрой совершенных по своим мореходным качествам кораблей. Правда, чего это стоило государю и народу, могут оценить только те, кто сам от своего русского менталитета страдает. Однако, флот появился настолько вовремя, что не случись этого, то позже, без выдающихся географических открытий русских мореходов и блистательных побед русского флота в морских сражениях, от русского государства полетели бы клочки по чужим закоулкам.

При Петре россияне вновь получили права на побережье от Рижского до Выборгского залива. Первый военный корабль российского балтийского флота был спущен на воду 22 августа 1703 года. И хотя до окончания войны со шведами было еще долгих 18 лет, ключ к воротам в Балтику у Петра (после взятия Орешка и Ниеншанца) уже был в кармане. Поэтому на грот-брам-стеньге первенца флота был поднят штандарт нового образца: теперь державный орел держал в своих лапах и клювах карты четырех морей - Каспийского, Азовского, Белого и Балтийского. Штандартом называется императорский флаг, поднимаемый на судне, где государь присутствует. "Штандартом" был назван и корабль в ознаменование важного изменения в российской геральдике и обретения нового торгового морского пути.

Корабль был построен за 5 месяцев, при этом скорость постройки совсем не способствовала его долговечности, но по приказу Петра "Штандарт" надлежало "хранить вечно как первенец флота и памятник кораблестроительного искусства". По истечении службы парусник был поставлен в качестве музея в Кронверкскую протоку, однако, не уберегли его потомки, и завет Петра был исполнен только спустя почти триста лет. Заслуга воссоздания исторического корабля принадлежит группе энтузиастов, влюбленных в море, паруса и отечественную историю.


Миссия ПРОЕКТА “ШТАНДАРТ” Мы хотим вернуть нашу страну в семью великих мировых держав. Будущее всего мира и любого народа принадлежит молодежи, поэтому наш вклад в возрождение России – подготовка к самостоятельной жизни нового поколения – тех, кто будет стоять у штурвала страны в будущем. Главная задача Проекта “Штандарт” - помочь молодым людям стать самостоятельными, компетентными, научиться работать в команде, уважать себя и других, управлять своей судьбой. Обучение традиционным ремеслам, работа на строительстве исторических кораблей и дальнейшие плавания под парусами позволяют достичь этих целей. На борту знаменитого фрегата “Штандарт” участники международной команды смогут проверить себя, приняв вызов открытого моря. Настоящие друзья. Настоящая работа. Настоящее испытание. ( с сайта "Штандарта")

Ради "Штандарта" пришлось пожертвовать многим, в том числе, увы, и марсельной шхуной "Св.Петр", с постройки которой началось осуществление мечты о возрождении старинных парусников и традиционного ремесла русских корабельщиков. На деньги, вырученные от продажи шхуны, были куплены материалы и инструменты для постройки действующей реплики "Штандарта". Дело было сложное, одного только канифасу на паруса надобно было 881 аршин найти . Ткань, хоть и недорогая, да сегодня днем с огнем не сыщешь. Пришлось заменить на более современную и дорогую, зато и более долговечную, впрочем, сушить такие паруса легче.

Историки помогли воссоздать чертежи судна, специалисты-кораблестроители помогли начертить полноразмерный чертеж шпангоутов... Все остальное ребята делали своими руками, днюя и ночуя на Петровской Косе. Через 5 лет новый "Штандарт" ушёл в своё первое плавание на 7 месяцев по маршруту Петровского великого посольства. Ну а зимой он превращается в музей российской морской истории под открытым небом. Во времена Петра команда числом более 100 человек спала прямо на палубе. Трудно представить, как они тут все помещались. Сегодняшняя команда спит в гамаках и кубрике. Каждый год набираются новые волонтеры, готовые палубу подметать да борта шпаклевать. Берут только тех, кто никакой работы не боится да любит паруса с приключениями.

Девушек приходит и остается значительно больше, как сказал наш юный экскурсовод:
- Они - более ответственные!
- А ограничения по возрасту есть?
- Нет! - уверенно ответил гардемарин, - главное, чтоб душа была молода. У нас есть женщина-волонтер, которой 60 лет... Ну... она очень хотела, и ее взяли.

Правда, есть нижняя граница в возрасте: в поход идут только те, кто старше 15, ну и - само собой - право на участие в дальних плаваниях надо сначала заслужить усердным трудом на корабельной палубе не реже, чем 2 раза в неделю! Опять же проверить себя надо прежде, а способен ли по вантам лазить, вдруг голова закружится!
- А не страшно наверх-то лазить?
- Ну... сначала - да. А потом уже и не замечаешь высоты. Там ведь работать надо!

... Эх, жаль, что я не могу ездить в Питер два раза в неделю. 15-то мне уже стукнуло .


Ногою твердой стать
при море

По всей вероятности, чертежи фрегата разработал сам Петр, взяв лучшее из обеих морских школ - голландской и английской.

Сам Нептун вложил карту Балтийского моря в лапу державной птице

На любимом фрегате Петра - 28 пушек.

На действующей реплике должны быть и бочонки с порохом

Всё, как при Петре, даже вензель

Мачты и стеньги, штурвал, трапы и т.д. по возможности приближены к историческим, правда, пеньковый такелаж заменен на синтетический, чтоб дольше прослужил

Мебель в каюте штурмана тоже точная копия петровских времен.
Сайт проекта "Штандарт"
В планах основателей проекта воссоздание действующей исторической верфи 18 века "Петровское Адмиралтейство" и постройка на ее стапелях яхты "Royal Transport", которую Петру подарил Вильгельм Оранский
Рядом с фрегатом находится

музей подводной лодки «Народоволец»
для любознательных
сайт военно-морского музея

другие реплики
исторических кораблей

Copyright © 2005 LStudio
Hosted by uCoz