"Желание странствовать не профессия, а склонность души.
Она или есть, или ее нет. У кого есть, тот уж изменить не может.
У кого нет, тому - незачем."О.Куваев "Дом для бродяг"

Мелодии сиреневого города...

"О вовсе не ради парада, не ради награды,
а просто для нас, выходящих с зарей из ворот,
гремят барабаны гранита, кларнеты ограды
свистят менуэты... И улица Росси поет!"
("Ленинградская музыка" Б. Окуджава)

Барабанам гранита мы обязаны Екатерине Великой. Это она позаботилась о гранитных набережных для столицы своей империи. В то время ни в одном европейском городе не было ничего подобного. Начал гранитную эпопею Росси, Фельтен продолжил, точнее переделал. Гранит брали в Карелии да на финских островах. Серый камень везли из Сердоболя, а розовый рапакиви доставляли из Выборга. К концу 19 века набережные рек и каналов были красиво упакованы, а для желающих погрузиться в созерцание воды (или уединиться) устроены удобные лестницы-спуски.

В последние годы "Ленинградская музыка" звучит все более мажорно, облицовку набережных обновили, в гранит одели и тротуары Невского, а питерские дворы сияют чистотой и закрыты на замки. Правда, любой местный житель впустит, еще и с удовольствием расскажет, каким этот дворик был и каким стал .

На Петровской набережной засвистел менуэт и напомнил об отце-основателе. Впервые этот танец стали танцевать на петровских ассамблеях, при этом самому Петру с его-то ростом мелкими шажками семенить было трудно, и он предпочитал играть в шахматы. К тому же, собирал он своих вельмож "не только для забавы, но и для дела", в общем, для приятного и полезного времяпрепровождения, к которому и женщины были допущены. Ну а чтобы они не мешали мужской части ассамблеи "о всякой нужде переговорить", их занимали танцами под аккомпанемент духовых инструментов. Духовая музыка в России тоже появилась благодаря реформам Петра, учредившего Военно-оркестровую службу. И, к счастью для нас, менуэт за 300 лет из моды вышел, а традиции духовых оркестров сохранились.



Осенью в Питере хоть раз да и залетит в голову строчка Розенбаума "На ковре из желтых листьев". И на самом деле сегодняшней погоде лучше всего подошел бы саксофон, какая-то смута в желаниях - то ли в Эрмитаж, то ли - еще куда... Так и прошли Эрмитаж. И Русский музей прошли, и Петропавловскую крепость... А зашли к Петру .

Петр I, в отличие от Екатерины, камень на финских островах берёг и даже издал указ о запрете на строительство каменных строений. Город-то заложен был на болоте, и камень непросто было сюда доставлять. Первым зданием нового города стал срубленный за три дня из сосновых тесаных бревен "дворец" площадью чуть больше 50 м2. Этот первый дворец Петра и сегодня хорошо сохранился благодаря каменному футляру, экскурсия - интересная, среди экспонатов - лодка верейка, построенная самим Петром.


И хрипло пел саксофон

Музей "Домик Петра" открыт для посетителей ежедневно
с 10 до 17 ч. кроме вторника

В пустынях хижинка состроена сия,
Не для затворника состроили ея: В порфире, с скипетром, с державой и короной
Великий государь имел жилище в оной.
Льзя ль пышный было град сим домом обещать?
Никто не мог того в то время предвещать;
Но то исполнилось; стал город скоро в цвете...
Каков сей домик мал, так Петр велик на свете... (Сумароков,1756)

В футляр домик надумал спрятать еще сам Петр и поручил Трезини "укрыть" его первый "дворец" галереей. При Елизавете Петровне "Красные хоромы" (так называли домик современники) одели в кирпичный футляр, а "отодвинули" подальше от Невы при Екатерине, когда "одевали" берега реки в гранит

Вообще, если продолжать тему про фьюжн, то и основоположником этого стиля в России, конечно, был Петр Великий... Первый "сплав несочетаемого" своей империи он устроил сразу же, как только вернулся из Голландии в сиреневом настроении .

Copyright © 2005 LStudio
Hosted by uCoz