"Желание странствовать не профессия, а склонность души.
Она или есть, или ее нет. У кого есть, тот уж изменить не может.
У кого нет, тому - незачем."О.Куваев "Дом для бродяг"

Все мы у жизни немного в гостях...
(28 октября - 30 октября 2006)

"Меня, как реку, Суровая эпоха повернула. Мне подменили жизнь. В другое русло, Мимо другого потекла она, И я своих не знаю берегов."
Анна Ахматова

Лучший друг Николая Гумилева Владимир Казимирович Шилейко в 1918 году жил в северном флигеле Шереметевского дворца. Гумилев, узнав, к кому уходит его жена, не поверил: "Это же не муж, а - катастрофа!" Позже и сама Ахматова признает этот брак мрачным недоразумением. Но как ученый Шилейко был гениален. Он знал 40 языков, наизусть читал целые таблицы на ассирийском языке, и то, что он успел сделать за свою короткую жизнь, до сих пор до конца не изучено. В "шумерийской кофейне", как называла Ахматова тесную комнату-пенал (за неизменный запах кофе и раскиданные повсюду клинописные таблички), они прожили 2 года.

В 1926-м Анна Андреевна вновь вернулась в Фонтанный дом, теперь уже - в южный флигель, в просторную квартиру комиссара Русского музея и Эрмитажа Николая Николаевича Пунина. В 1921-м ему повезло. Арестованный в один день с Гумилевым по Таганцевскому делу, он остался жив благодаря хлопотам за него Луначарского. С Пуниным брак был самым длинным, правда, Ахматовой пришлось жить в одной квартире с его бывшей семьей.

В этой квартире и находится самый известный музей Анны Ахматовой, оформленный сегодня по всем канонам 21 века. Инсталляция метафорического пространства поэтического мира Анны Андреевны приглашает в Белый зал Шереметевского дворца, где происходит действо "Поэмы без героя". В этот зал, кстати, реально можно было войти с той же лестничной площадки, что и в коммунальную квартиру Пуниных. Радиогида в музее нет, но чтобы помочь правильно "ассоциировать", бабушки-наблюдательницы раздают посетителям листочки-описания всех фрагментов инсталляций. Сама Ахматова говорила про свою поэму так: "Поэма - волшебное зеркало, в котором каждый видит то, что ему суждено видеть".

У "Стены плача" мне суждено было увидеть "Плот медузы"... Три года назад, тоже осенью, во "флигеле-руине" архитектурного музея в Москве устроили инсталляцию кораблекрушения "Плот в никуда" (по ассоциациям с картиной Жерико "Плот Медузы")... На стене плача в Фонтанном доме - фотографии тех, кто оказался "на плоту" вместе с Ахматовой. Ей суждено было остаться на плаву дольше всех.


Если бы не светлые фантазии Елены Ремеровой в галерее "Сарай", то с нахлынувшим после Фонтанного дома "чувством мировой пустоты" справиться было бы сложнее.


На плоту Медузы

"Deus conservat omnia"
("Бог хранит все")
девиз на гербе рода Шереметевых

"Тень моя на стенах твоих"
(автор памятника -
Вячеслав Бухаев)

Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит...

 

Галерея "Сарай"

 

Дальше
Copyright © 2006 LStudio
Hosted by uCoz