Дом для Бродяг - 2005 - Алтай - 11 Дом для Бродяг - 2005 - Алтай


Алтайский водно-пеший пробег

Десять богов

Через речку Большой Ильгумень перекинут мостик недалеко от кемпинга, в нескольких метрах от которого - художества древнего человека. На берегах Катуни их можно было увидеть и раньше, но вода нас несла слишком быстро .

Алтай - земля петроглифов и каменных изваяний. Известное скопление каменных баб, например, находится в Ине, а мы там только мужика на броневике успели увидеть)).

Вряд ли это - дольмен (в переводе с бретонского - "каменный стол"). На каменную бабу - тоже вроде бы не похож (а талия где?) Хотя мегалитом (с греческого - "большой камень") - вполне можно обозвать. Или - менгиром (с бретонского - "длинный камень"). Но причем тут греки и бретонцы? Мы же - в стране скифов-конников! Видимо, это - обыкновенный балбал . То есть - столб коновязный. И то верно - надо же куда-то в степи коня привязать.



Больше всего каменных баб - в Каракольской долине. Правда, алтайские "кезер таш" на баб вовсе не похожи, потому что изображали они воинов.

Кроме петроглифов на Алтае встречаются "писаницы", то есть наскальные рисунки, писаные красками. "Каракольская галерея" - одна из самых крупных в Горном Алтае. Находится она близ села Туекта (на левом берегу р. Каракол, в 2км от устья)
Полезная информация
Чуйский тракт (M52): легенда

Чуйский тракт на всем протяжении Бийск - Ташанта был сдан в эксплуатацию 1 января 1935 г.
Отсчет от Бийска:

269-й км - Туэкта: наскальная писаница

277-й км - курганы и балбалы

301 км - Онгудай расположен на высоте 860 м над ур.моря.

330 км - Перевал Чике-Таман находится на высоте 1460 м.


Для любознательных

Кандык (эритрониум, семейство лилейные) или пес - алтайский подснежник.

Май алтайцы называют "пес-ай", то есть месяц кандыка: в это время цветок выкапывают и из высушенных луковиц делают муку. Печеные луковицы напоминают картошку. Алтайцы верят, что кандык с белыми лепестками приносит счастье.
10 мая

Кемпинг встретил утро звенящей тишиной. Кому охота вставать в такую рань (часов в 8) после Дня Победы? Но у меня же - спальник специальный (купленный для Крыма и обещающий комфорт при плюс 10 ). Днем-то уже жара, но вот ночью все еще валит пар изо рта, поэтому просыпаюсь я рано. И еще не знаю, что вчера я рассталась с ребятами из Башкирии как раз в нужном месте и в нужное время! К тому же, и клещей тут нет

Все-таки надо бы умыться, а то - глюки какие-то: индеец идет. Протираю глаза. Индеец не исчез. Прям, как настоящий - с орлиным носом, черные волосы с вороным отливом до плеч и в джинсе с ног до головы. Только перьев на голове почему-то нет. А скво рядом с ним - рыжая и с акцентом говорит .

Знакомимся. "Индейца" зовут Данила Иванович. Он - директор Каракольского этно - природного парка, девушка - англичанка, которая работает в парке уже третий год (приехала и понравилось), третий в их компании - тоже директор, только турфирмы, которая организовывает конные этнографические туры в парке и показывает всем бледнолицым настоящий Алтай! Парк называется Уч Энмек - три вершины. "Три" - знак синтеза науки, философии и религии; буддизма, христианствa и ислама; солнца, воздуха и воды; рождения, жизни и смерти... А к американским индейцам Данила Иванович ездит в гости, потому как много общего у коренных народов Алтая и Северной Америки - и песни (горловое пение), и мифология, и вера.

Кемпинг оказался еще и базой отдыха онгудайского лесничества (есть баня и электричество), а сегодня - дополнительный выходной. Поэтому и свела меня судьба (здесь и сегодня) с сотрудниками национального парка. Два директора берутся довезти меня до центра Евразии .

...Из долины Улегема уазик лезет на скалистый перевал Чике-Таман ("прямая подошва"). С чего бы его так назвали? Крутой серпантин. Останавливаемся остудить мотор. На вершине перевала - традиционное "дерево желаний" с завязанными ленточками "дьялама". Оказывается, лучше завязывать - тесемки , потому что широкие ленты могут вызвать недовольство ээзи (покровителя) Алтая: подумает, что разбогатеть желаешь и только .

Город каменных пирамид у подножья Белухи

Другой способ уважить местных духов - сложить пирамидку из камней - Обоо, или положить свой камень - в уже сложенную. Ты усилишь духа, а он тебе поможет на дороге!

Вот и - Онгудай - центр материка . В переводе - "10 богов". "Он" - десять, "гудай" - боги? Все не так просто. Поселок назывался Ондай - "правая сторона" (правый берег реки Урсул), а "гу" - это от "глухого телефона". Да и вообще... надо еще разобраться, кого алтайцы больше почитают - богов или духов? Йер-су, например, - духи природы. У любой горы (или дерева, или реки и т.д.) есть душа/дух, как и в верованиях индейцев.

С другой стороны, топшур - алтайский музыкальный инструмент похож на нашу балалайку (только - очень длинную и с двумя струнами), а у индейцев все больше - трещотки да погремушки. Да и алтайский сказитель кайчи слагает свой эпос все равно что наш песнотворец Боян - былины. Вот только одна незадача: алтайцы - точно не славяне, а тюрки.

Национальная религия алтайцев именуется Ак-тян (светлое сознание). Своим богам алтайцы поклоняются не из раболепского страха, а из чувства благодарности. Главных среди их богов вроде бы два - Ульгень (верхнего мира повелитель) и Эрлик (хозяин всего темного, подземного) Но есть еще и Уч-Курбустан - трехликий бог, который на самом деле еще один "ник" (прозвище) Белухи (просто третья вершина у нее не такая заметная, Рерих ее тоже трехвершинной рисовал). Где-то в начале прошлого века одна из вершин слегка обвалилась и изменила свои очертания. А поскольку алтайцев перетягивали на свою сторону и христиане, и буддисты, то Курбустан, наверное, не кто иной как - буддистский Хормустан (который мог проявляться в 33 тенгри-ипостасях), только превращенный в нашего триединого бога ...

Сегодняшние бурханисты (ветвь Ак-тян) пытаются доказать, что алтайцы должны быть буддистами, но... предки-то алтайцев поклонялись золотой Волчице, прародительнице древних тюрков... Короче, религия у алтайцев - языческая, и этим все сказано. Одни алмысы чего стоят, типа наших русалок и леших. Их тоже уважать надо, не меньше чем ойратского (монгольского) Бурхана (Будду).

В Онгудае я смотрю картинки сердца Алтая ... на экране компьютера. Озера с отражающимися в них снежными вершинами, водопады, горные реки, цветущая степь, каменные истуканы, Каракольская галерея, Шавлинское озеро, национальные танцы, кайчи в парчовом халате... "Когда поёт кайчи, Дух Алтая приходит и слушает это пение". Самое главное в рекламируем мне конном туре - это приобщение к философии алтайцев и понимание их культуры. Каракольская долина считается священной, доступ туристов туда стараются ограничить, для этого и парк создан... Уговорили. Хочу!
- В мае - еще рано. Приезжайте летом! - эту присказку я теперь буду слышать постоянно - и дальше, на уже "цивилизованных" берегах Катуни, и еще дальше - на таежных дорогах Байкала. Любопытствую:
- А сидя на лошади ничего не натрешь?
- Э-э! Наши инструкторы учат, как правильно сидеть в седле!

В Онгудае есть магазин народных промыслов, где на любой вкус "войлочные" сувениры, традиционные алтайские шапки, сырмаки (ковры), тюркханы - одеяла из козьих шкур.

Наконец появилась МТС (есть тут и быстрый интернет) и, естественно, таксисты. Далее на моем маршруте запланирована встреча с песней . От Онгудая до поселка Манжерок - 170 км (через Семинский перевал). Таксист хочет всего 200 р.