Десять богов
Через речку Большой Ильгумень перекинут мостик недалеко от кемпинга,
в нескольких метрах от которого - художества древнего человека.
На берегах Катуни их можно было увидеть и раньше, но вода нас несла
слишком быстро .
Алтай - земля петроглифов и каменных изваяний. Известное скопление
каменных баб, например, находится в Ине, а мы там только мужика
на броневике успели увидеть)).
Вряд ли это - дольмен (в переводе с бретонского - "каменный
стол"). На каменную бабу - тоже вроде бы не похож (а талия
где?)
Хотя мегалитом (с греческого - "большой камень") - вполне
можно обозвать. Или - менгиром (с бретонского - "длинный камень").
Но причем тут греки и бретонцы? Мы же - в стране скифов-конников!
Видимо, это - обыкновенный балбал .
То есть - столб коновязный. И то верно - надо же куда-то в степи
коня привязать.
Больше всего каменных баб - в Каракольской долине. Правда, алтайские
"кезер таш" на баб вовсе не похожи, потому что изображали
они воинов.
Кроме петроглифов на Алтае встречаются "писаницы", то
есть наскальные рисунки, писаные красками. "Каракольская галерея"
- одна из самых крупных в Горном Алтае. Находится она близ села
Туекта (на левом берегу р. Каракол, в 2км от устья)
Полезная информация
Чуйский
тракт (M52): легенда
Чуйский тракт на всем протяжении Бийск - Ташанта был сдан в эксплуатацию
1 января 1935 г.
Отсчет от Бийска:
269-й км - Туэкта: наскальная писаница
277-й км - курганы и балбалы
301 км - Онгудай расположен на высоте 860 м над ур.моря.
330 км - Перевал Чике-Таман находится на высоте 1460 м.
Кандык (эритрониум, семейство лилейные) или пес
- алтайский подснежник.
Май алтайцы называют "пес-ай", то есть месяц кандыка: в это время
цветок выкапывают и из высушенных луковиц делают муку. Печеные
луковицы напоминают картошку. Алтайцы верят, что кандык с белыми
лепестками приносит счастье.
|
10 мая
Кемпинг встретил утро звенящей тишиной. Кому охота вставать в такую
рань (часов в 8) после Дня Победы? Но у меня же - спальник специальный
(купленный для Крыма и обещающий комфорт при плюс 10 ).
Днем-то уже жара, но вот ночью все еще валит пар изо рта, поэтому
просыпаюсь я рано. И еще не знаю, что вчера я рассталась с ребятами
из Башкирии как раз в нужном месте и в нужное время! К тому же,
и клещей тут нет
Все-таки надо бы умыться, а то - глюки какие-то: индеец идет. Протираю
глаза. Индеец не исчез. Прям, как настоящий - с орлиным носом, черные
волосы с вороным отливом до плеч и в джинсе с ног до головы. Только
перьев на голове почему-то нет. А скво рядом с ним - рыжая и с акцентом
говорит .
Знакомимся. "Индейца" зовут Данила Иванович. Он - директор
Каракольского этно - природного парка, девушка - англичанка, которая
работает в парке уже третий год (приехала и понравилось), третий
в их компании - тоже директор, только турфирмы, которая организовывает
конные
этнографические туры в парке и показывает всем бледнолицым настоящий
Алтай! Парк называется Уч Энмек - три вершины. "Три" -
знак синтеза науки, философии и религии; буддизма, христианствa
и ислама; солнца, воздуха и воды; рождения, жизни и смерти... А
к американским индейцам Данила Иванович ездит в гости, потому как
много общего у коренных народов Алтая и Северной Америки - и песни
(горловое пение), и мифология, и вера.
Кемпинг оказался еще и базой отдыха онгудайского лесничества (есть
баня и электричество), а сегодня - дополнительный выходной. Поэтому
и свела меня судьба (здесь и сегодня) с сотрудниками национального
парка. Два директора берутся довезти меня до центра Евразии .
...Из долины Улегема уазик лезет на скалистый перевал Чике-Таман
("прямая подошва"). С чего бы его так назвали? Крутой
серпантин. Останавливаемся остудить мотор. На вершине перевала -
традиционное "дерево желаний" с завязанными ленточками
"дьялама". Оказывается, лучше завязывать - тесемки ,
потому что широкие ленты могут вызвать недовольство ээзи (покровителя)
Алтая: подумает, что разбогатеть желаешь и только .
|
Город каменных пирамид у подножья Белухи
|
Другой способ уважить местных духов - сложить пирамидку из камней
- Обоо, или положить свой камень - в уже сложенную. Ты усилишь духа,
а он тебе поможет на дороге!
Вот и - Онгудай - центр материка .
В переводе - "10 богов". "Он" - десять, "гудай"
- боги? Все не так просто. Поселок назывался Ондай - "правая
сторона" (правый берег реки Урсул), а "гу" - это
от "глухого телефона". Да и вообще... надо еще разобраться,
кого алтайцы больше почитают - богов или духов? Йер-су, например,
- духи природы. У любой горы (или дерева, или реки и т.д.) есть
душа/дух, как и в верованиях индейцев.
С другой стороны, топшур - алтайский музыкальный инструмент похож
на нашу балалайку (только - очень длинную и с двумя струнами), а
у индейцев все больше - трещотки да погремушки. Да и алтайский сказитель
кайчи слагает свой эпос все равно что наш песнотворец Боян - былины.
Вот только одна незадача: алтайцы - точно не славяне, а тюрки.
Национальная религия алтайцев именуется Ак-тян (светлое сознание).
Своим богам алтайцы поклоняются не из раболепского страха, а из
чувства благодарности. Главных среди их богов вроде бы два - Ульгень
(верхнего мира повелитель) и Эрлик (хозяин всего темного, подземного)
Но есть еще и Уч-Курбустан - трехликий бог, который на самом деле
еще один "ник" (прозвище) Белухи (просто третья вершина
у нее не такая заметная, Рерих ее тоже трехвершинной рисовал). Где-то
в начале прошлого века одна из вершин слегка обвалилась и изменила
свои очертания. А поскольку алтайцев перетягивали на свою сторону
и христиане, и буддисты, то Курбустан, наверное, не кто иной как
- буддистский Хормустан (который мог проявляться в 33 тенгри-ипостасях),
только превращенный в нашего триединого бога ...
Сегодняшние бурханисты (ветвь Ак-тян) пытаются доказать, что алтайцы
должны быть буддистами, но... предки-то алтайцев поклонялись золотой
Волчице, прародительнице древних тюрков... Короче, религия у алтайцев
- языческая, и этим все сказано. Одни алмысы чего стоят, типа наших
русалок и леших. Их тоже уважать надо, не меньше чем ойратского
(монгольского) Бурхана (Будду).
В Онгудае я смотрю картинки сердца Алтая ... на экране компьютера.
Озера с отражающимися в них снежными вершинами, водопады, горные
реки, цветущая степь, каменные истуканы, Каракольская галерея, Шавлинское
озеро, национальные танцы, кайчи в парчовом халате... "Когда поёт
кайчи, Дух Алтая приходит и слушает это пение". Самое главное в
рекламируем мне конном туре - это приобщение к философии алтайцев
и понимание их культуры. Каракольская долина считается священной,
доступ туристов туда стараются ограничить, для этого и парк создан...
Уговорили. Хочу!
- В мае - еще рано. Приезжайте летом! - эту присказку я теперь буду
слышать постоянно - и дальше, на уже "цивилизованных"
берегах Катуни, и еще дальше - на таежных дорогах Байкала. Любопытствую:
- А сидя на лошади ничего не натрешь?
- Э-э! Наши инструкторы учат, как правильно сидеть в седле!
В Онгудае есть магазин народных промыслов, где на любой вкус "войлочные"
сувениры, традиционные алтайские шапки, сырмаки (ковры), тюркханы
- одеяла из козьих шкур.
Наконец появилась МТС (есть тут и быстрый интернет) и, естественно,
таксисты. Далее на моем маршруте запланирована встреча с песней
.
От Онгудая до поселка Манжерок - 170 км (через Семинский перевал).
Таксист хочет всего 200 р.
|