На Крестовском буйствовала весна, цвела сирень и танцевали деревья, протягивая друг к другу "руки".

Но не так-то просто было забыть о Фрейде

Турист в некой местности спрашивает у прохожих как ему пройти туда-то. Останавливается психотерапевт, выслушивает вопрос, и отвечает:
- Я не знаю как туда пройти, но разве не прекрасно то, что мы смогли поговорить об этом так откровенно?

Вот так и мы приставали к прохожим с вопросом, где тут растут деревья "с ногами"? Вопрос удивления не вызывал Нам объяснили в конце концов, куда идти, чтоб их найти!

Университет. Сессия. Читальный зал. Полно народу: все как бы готовятся к экзаменам. К одному студенту подходит другой:
— Слушай, а ты книгу вверх ногами держишь!
— А ты что, Фрейд, что ли?
— Причем тут Фрейд?
— Это же — книга! Какие у нее могут быть ноги? Ты еще скажи, что я ей меж страниц заглядываю!

Психиатр - пациенту:
- Итак, каждую ночь вам снится какое-то кошмарное существо, которое кидается на вас, кричит и бьет вас по голове скалкой? Разумеется, это видение исчезает после пробуждения?
- В том-то и дело, что нет, доктор! Утром оно обычно кричит: "Хватит дрыхнуть, бездельник, отведи детей в детский сад".

Смотрите, Воробьянинов! - закричал Остап.
- Видите - двухэтажная дача. Это дача Медикосантруда.
- Вижу. Хорошая дача.

Да присмотрели мы тут недвижимость на свою голову. Только я нацелилась на нее фотоаппаратом, как вдруг откуда ни возьмись подлетает "черный ворон" (марку не помню), высовывается оттуда мужик и на чистом английском спрашивает: "Do you speak english?" "Ya, ya, натурлих. А что?" - поддерживаю я разговор. "А то! Снимать тут нельзя!" Надо же, фотоаппарат у меня и сам этот кадр засветил

Музей сновидений Фрейда.

" Войдем, - печально сказал Остап, - там по крайней мере прохладно. И потом посещение музея входит в программу путешествующих врачей-общественников!"
("Золотой теленок", глава "Багдад").

Врачей, правда, среди нас не было, но мы вошли. В здании института психоанализа было, действительно, прохладно и ... сумрачно. На стенах длинного коридора - выставка Теему Мяки "Мрак видим" (Teemu Maki "Darkness visible"). Картины подготовили меня к встрече с миром Фрейда - соответствующе .


"Теему Мяки - возможно самая спорная фигура в современном финском искусстве. Несмотря на то, что он - победитель всевозможных конкурсов и признанный во всем мире художник, его работы вызывают горячие обсуждения, и некоторые из них были даже подвергнуты цензуре и запрещены. Мяки известен за свою бескомпромиссность в художественных высказываниях, непреклонную борьбу с капиталистическим обществом потребления, слащавым эстетизмом и ложью морали." (цитата с обложки монографии “Teemu Maki”, 2002, издательство Like).

- Я вам помогу, - сказал Остап.
- Мне приходилось лечить
друзей и знакомых по Фрейду.
Сон-это пустяки. Главное-это
устранить причину сна.

"Толкование сновидений" Фрейда входит в десятку книг, "которые определили ход истории на протяжении последнего тысячелетия", и открытие в 1999 году музея сновидений Зигмунда Фрейда было приурочено к столетию выхода этого труда в свет. Но в Санкт-Петербурге Фрейд не был, хотя и, начитавшись Достоевского, городом интересовался (видимо, как пациентом ). Музей - скорее, виртуальный, ведь собраны в нем экспонаты "не материальной, но психической реальности". А устроители музея заявляют о его "терапевтической функции". Куратор Венского музея Фрейда - Лидия Маринелли остроумно заметила, что “отсутствие прямой связи между местом и событием превращает музей в психоаналитическое пространство. …Правду в рамках психоанализа следует искать только в самых неподходящих местах”.

Первый "сознательно-предсознательный" зал (светлый) предлагает ознакомиться с жизнеописанием Фрейда и его знаменитыми описаниями сновидений, проиллюстрированными Павлом Пепперштейном. Зарисованные кошмары не вызвали у меня интереса, да и к фрейдовской универсальной теории человеческого поведения я отношусь с большим скепсисом, хотя и признаю ее "полезность" в особых случаях

Во втором "предсознательно-бессознательном"зале (темном), предлагается экскурсия по "виртуальному сновидению" Фрейда. Вехи маршрута - восемь световых боксов с фигурками-аллегориями из коллекции Фрейда. В последнем боксе светится "мраморный Белый Павиан Тота - аллегория гармонии чувств и интеллекта, воплощение бога Тота, того, кто дал человеку иероглифическую письменность, с которой Фрейд сравнивает сновидения". О других - читайте на сайте музея!


Для любознательных: Павиан был священным животным Тота, бога мудрости, счета и письма в египетской мифологии. В древнейший период истории Египта павиану отводилась роль ведущего в праздниках фараона, позднее эти функции были перенесены на Тота.

Полумрак мегасновидения сильно мешал мне рассматривать инсталляции, запрятанные за стеклянными витринами, я даже пожалела, что у меня нет фонарика . В путеводителе по музею написано, что там должны быть "фотографии с репродукций, которые Фрейд скрупулезно отбирал в процессе путешествия по Италии, фото дорогих людей, копии писем". Зато... темнота способствует "общению" зрителя со своим подсознанием. По замыслу создателей музея, в этой темной комнате можно "посоучаствовать": вызвать собственные ассоциации, заглянуть в тайные уголки своей души и даже помедитировать перед большим белым экраном.

Только вот мое сознание решительно не хотело лезть в потемки подсознания, своего или чужого, во мне нет даже зачатков вуайеризма, на который рассчитывали создатели экспозиции, и в голову лезли совершенно посторонние мысли . Для меня само слово "сновидения" ассоциируется с волшебным миром грез, полетов в облаках и сказочных странствий. Мне абсолютно не хотелось "ассоциировать" в компании с Фрейдом, и меня довольно быстро вынесло "на свежий воздух".

Проходя вновь мимо фрагментов темного душевного мира Мяки, подумалось, что этому художнику пора побывать на сеансе у психоаналитика, но теперь, заглянув на его сайт, понимаю, что, пожалуй, уже поздно. У всех бывают разные настроения и состояния, однако, творец, использующий для самовыражения акты насилия и убийства, вряд ли способен спасти себя и мир людей, который и так балансирует на краю пропасти. В голове всплыли слова Бендера: "Побольше цинизма. Людям это нравится." Неожиданно мое подсознание стало яростно спорить с Остапом, выудив из недр тезис Шиллера-Достоевского "Красота спасет мир". Глаза и фотоаппарат в это время стреляли по уличной "живописи" . А ноги несли на Крестовский .


Полезные ссылки для тех, кто хочет правильно подготовиться к посещению музея сновидений. Рекомендую также прочитать книгу Пола Ферриса "Зигмунд Фрейд". Есть там и признание отца-основателя психоанализа о том, как трудно писалась его книга: "Я не могу прожить больше двух часов в день, не прибегнув к помощи друга марсалы [сорт вина]. "Он" внушает мне мысль, что все не так мрачно, как мне кажется, когда я трезв. "
Музей Сновидений в Питере”:
Большой проспект
Петроградской стороны 18А,
тел.235 29 29

Музей в Лондоне

Музей Фрейда в Вене


Дальше

© Copyright 2004. All Rights Reserved
Hosted by uCoz