На
исходе второго месяца зимы мороз подустал и ослаб, дабы дать
передышку себе и людям. Грех было не воспользоваться ,
да и давно мне хотелось погулять по зимнему Суздалю.
От Курского вокзала каждые полчаса уходит во
Владимир комфортабельный экспресс с телевизорами в салоне.
За дорогу можно посмотреть две легких комедии или, засмотревшись
на заснеженный лес, унестись туда, куда думка занесет .
От вокзальной площади Владимира до Суздаля еще
минут 40 на маршрутке, ну а если выйти из московского экспресса
у Золотых ворот (за одну остановку до вокзала), то можно неспешно
пройтись пешочком по улицам да крепостным валам и часа за
полтора увидеть почти все основные достопримечательности древней
столицы.
Тем, кто во Владимире ни разу не был, лучше
заехать сюда хотя бы на день: и в Боголюбово съездить, и чудо
из чудес - Покрова на Нерли увидеть, и в музеи владимирские
заглянуть, и фрески Андрея Рублева рассмотреть.
Ну а чтобы не перепутались в голове века и эпохи,
надо заранее разобраться со всеми князьями, особенно с Владимирами,
и вспомнить для начала, что киевский князь Владимир (Мономах)
- Красным Солнышком не был, а приходился тому аж правнуком
.
То есть жил на целый век позже, когда по данным археологов
и были построены валы крепостные. Эта версия - археологическая
- встречается чаще. Однако, в год 900-летия крещения Руси
"случайно" обнаружили в летописи (не важно в какой,
все равно все они сочинялись много позже случившегося), что
"в лето 6498-е (990г.) поиде Володимер в землю Словенскую
и страну Залесскую, в Суздальстей области и в Ростовстей,
и постави тамо над рекою Клязьмою град, и нарече его первым
своим именем Володимир", то есть город в свою честь назвал,
оказывается, не Владимир II (Мономах), а Владимир I Святой,
который Русь крестил, взойдя над ней Красным Солнышком.
После свержения атеизма в конце 20 века эта
версия вдруг стала нравиться больше. Что ни говори, а справить
городу 1000 лет гораздо почётнее, чем каких-то 900 .
На самом деле большой роли не играет, в честь какого Владимира
город назван - оба для отечества немало сделали: первый Русь
в христианство обратил, второй - землю русскую пытался "собрать".
Навоевавшись за свою жизнь с братьями да дядьями, перед смертью
написал Владимир Мономах (внук Ярослава Мудрого) "Поучение
своим детям", чтобы те жили в мире и любви и не забывали
бы сирых и убогих. Но сыновей-то у него было много (по разным
источникам до 10), и трудно было отцовский завет им выполнить
- уж больно хотелось каждому посидеть на киевском престоле.
Хорошо хоть внуки были немножко умнее. Поднялся
Владимиров город в истории и сохранился для потомков благодаря
братьям Андрею и Всеволоду (внукам Мономаха и сыновьям Юрия
Долгорукого). Храбрый правдолюбец Андрей Боголюбский на киевский
престол не рвался, северный климат ему больше нравился, да
и видение ему было, где лучше жить да править. И заложил
он новое великое княжение Владимирское, которое два с лишним
века оставалось главным на Руси после свержения Киева. А деда
он уважал и как мог попытался завет исполнить. По сути он
стал первым русским царем, перенеся столицу из Киева во Владимир
и став "самовластным" государем. В ознаменование
объединения Руси под главенством Владимира Андрей Боголюбский
учредил праздник Покрова пресвятой Богородицы и построил храм
Покрова на Нерли. Но усиление княжеской власти не всем нравилось,
и Андрей жестоко расправлялся с недовольными. За что и поплатился
жизнью, погибнув мученической смертью.
В
период его княжения в городе было построено 5 ворот. Серебряные
стояли на въезде из Боголюбово (на востоке), золотые - на
западе, Волжские - на юге, а еще около реки Лыбеди - Медные
и Иринины. Главные ворота - золотые (1), к счастью, пережили
и татаро-монгольское нашествие, и пушечные ядра польской интервенции.
В толще стен спрятаны 64 ступени, которые сегодня ведут в
музей военной славы. На владимирской земле родились генерал
Столетов, знаменитый русский флотоводец Михаил Петрович Лазарев.
Великий полководец А.В.Суворов командовал Суздальским пехотным
полком в первой польской войне и свою "Науку побеждать"
написал на владимирской земле в своем имении над рекой Ундолкой.
Уникальным
памятником владимиро-суздальского белокаменного зодчества
домонгольского времени стал Успенский собор, который при князе
Андрее Боголюбском был выстроен однокупольным, однако его
позолоченная глава возвышалась на несколько метров выше и
главного киевского храма, и новгородского, а помещалось в
нем тысячи две человек. Храм был украшен барельефной резьбой,
порталы и барабаны окованы золоченой медью, двери порталов
также писаны золотом, неудивительно, что народ ахнул, когда
с собора впервые сняли строительные леса. Летописцы сравнивали
Успенский собор Владимира с храмом царя Соломона в Иерусалиме.
Правда, о том соборе (времени Боголюбовского правления) мы
можем лишь догадываться. Первый раз он пострадал от пожара
уже через четверть века...
Брат
Андрея - Всеволод (Большое Гнездо) также поддерживал идею
единовластия на Руси, и в его правление владимиро-суздальское
государство еще больше окрепло и достигло наивысшего расцвета.
Он и Успенский собор перестроил в пятиглавый, чтобы тот не
слишком уступал многоглавой Киевской Софии. Правда, в последнее
время летописи стали прочитывать по-новому да понимать иначе
,
поэтому появилась версия о том, что многоглавым собор был
задуман изначально.
Как бы там ни было, этот собор стал образцом
для многих мастеров и в более поздние века. Например, итальянец
Фиораванти прежде чем построить Успенский собор в Московском
Кремле, сначала тщательно изучил шедевр древних владимирских
зодчих, "приведенных Господом изо всех земель".
![](5sm.jpg)
Старообрядческая Троицкая церковь (2) -
последний храм (1913-1916), построенный во Владимире. Внутри
расположены фирменный магазин хрустальной посуды и музей декоративно-прикладного
искусства "Хрусталь. Вышивка. Лаковая миниатюра"
|