Трасса
М10 (бывшая E95)
"Сетования на несчастное состояние народа
преувеличены и пошлы..."
("Путешествиe из Москвы в Петербург" А. С. Пушкин)
То же самое можно сказать сегодня и про состояние
российских дорог .
Во всяком случае, состояние трассы M10 - вполне удовлетворительное,
хотя отдельные личности и пытались нас предостеречь:
- И куда вас несёт? После Твери - дороги нет!
В интернете предупреждений о битом полотне дороги
встретилось только два - вблизи Вышнего Волочка и на объездной
вокруг Новгорода. Но мы (блондинка, шатенка и почти брюнетка)
собирались проехать через Новгород, а не вокруг. Да и поздно
нас было останавливать - все наши фибры уже вырвались из монотонной
обыденности в весну и настроились на приключение дороги!
И вот - не слишком ранним утром (трое повстречались
не случайно ),
надев белые штаны и украсив автомобиль георгиевской ленточкой,
мы выехали на трассу M10 ("Россия") на 41-м км.
К несчастью (для штурмана с фотоаппаратом), руль у молоденькой
Мазды был справа, поэтому если на пиво еще можно было как-то
отвлечься, то от съемок пейзажей за бортом постоянно отвлекали
восклики водителя: "Ну что - обгоняем?!"
Легко спросить... И водитель, и штурман сидели
справа, а следовательно, встречную полосу обеим было видно
одинаково. При этом функции на дороге были распределены совершенно
четко: водитель обозревал ямки в дорожном полотне (во многих
местах покрытом юным и гладким асфальтом), а штурман
пялился в карту (чтоб не пропустить что-нить интересное) и
делал стойку на пунктир разделительной линии вместо того,
чтобы спокойно смотреть в окно и следить за знаками карманов
для обгона.
Третий член экипажа, блондинка, сидящая на привычном
для нашей долготы месте водителя, как раз спокойно (вкушая
музыки под пиво) смотрела в окно:
- А встречные машины нам подмигивают!
- Снижай скорость! Эххх... поздно. - На обочине
уже нарисовался повелитель полосатой палки. Зато из магнитолы
очень вовремя прокомментировал ситуацию Тимур Шаов: "Я
по правилам езжу, я пристегнут ремнем, не иду на обгон и не
пью за рулем, но он штрафует меня, он находит придирки любые..."
Мы были пристегнуты, не шли на обгон, за рулем
не пили, но ... после Солнечногорска и Клина никаких деревень
на трассе не заметили... Гаец взял всё, что дали, и
добродушно посоветовал нам ехать через населенку со скоростью
не больше 80-и. Тогда, дескать, все будет Ok. Поэтому,
когда в следующий раз в населенке нас штрафовали за превышение
в 37 км/час, в честных карих глазах нашего водителя было законное
недоумение:
- Откуда 37? Всего - 17! Ваш предыдущий коллега разрешил нам
ехать через деревни со скоростью 80!
Жаль, издевательский рефрен Шаова был неслышен
тому, кому он был предназначен: "И твой отец – гаишник,
И твой дед – гаишник, И твой брат – гаишник, И твой кум –
гаишник, Деверь твой – гаишник, И будет сын – гаишник..."
Справедливости ради, следует добавить, что такая кучная семействейность
гаишников на трассе М10 более всего наблюдается исключительно
в Тверской области.
Мысли в дороге... Пушкин до Твери ехал от Москвы
почти сутки. А в Питер приехал через неделю полумертвым...
Что тогда говорить о Радищеве, который проделал этот путь
по дороге, вымощенной бревнами и фашинником (вязанками хвороста).
И ведь зачем поехал? Специально - чтоб эту книжку написать!
Может быть, состояние дороги не в последнюю очередь и способствовало
появлению первого в России диссидентского опуса, который испортил
самому Радищеву жизнь и ни на йоту не улучшил положение народа...
Все-таки неспроста дали этой трассе название
"Россия"... Во-первых, связывает две российские
столицы, между которыми находится еще и столица Древней Руси,
то есть то самое место, откуда есть пошла земля русская. Во-вторых,
во все времена к ней (государевой дороге) было повышенное
внимание властьпредержащих, в основном к тому концу дороги,
к которому была ближе столица. Об очередном переносе столицы,
наверное, можно было судить по ремонтным работам .
Еще при жизни Пушкина по повелению императора
Александра между Москвой и Петербургом построили великолепный
(по тем временам) тракт, и пушкинский лирический герой успел
прокатиться "по гладкому шоссе, в спокойном экипаже,
не заботясь ни о его прочности, ни о прогонах, ни о лошадях".
Но... только русский человек вместо того, чтобы наслаждаться
поездкой, будет развлекать себя в дороге чтением книжки опять-таки
того диссидента Радищева (по собственной воле!), при этом
перелистывая ее задом-наперед.
В путевых дворцах (если судить по описаниям
их интерьеров) ночевали люди не бедные. И вероятно, по этому
тракту больше всего мотались туда-сюда люди просвещенные (в
том числе и с посольством за кордон, и на воды, и на этюды),
а поэты да писатели ездили в ссылку и из ссылки... Опять же
философами себя считают, наверное, все русские/обрусевшие,
поэтому и мысли всякие (про народ и его права) не дают им
покоя и гонят в путь... А за два-то с лишним столетия, мысли
те, видимо, смешались с дорогой, осели на обочинах и, как
клещи, сидят-поджидают, в кого-бы вцепиться .
Иначе трудно объяснить, почему меня вдруг тоже
озаботила судьба исчезающего сословия - русского крестьянства
.
Может, правда, гаишники виноваты: поневоле пришлось обращать
внимание на мелькающие за окном деревеньки, которых на трассе,
оказывается, не так уж и мало. Крестьян, правда, не видать,
зато вдоль дороги стоят бизнес-мужики и бизнес-бабы (весной
они продают турецкие полотенца да китайские игрушки, летом
- рыбу, грибы-ягоды, и круглый год - веники, посуду, самовары,
пирожки)...
А на заправке, в сервис которой включен горячий
чай, меня и вовсе вдруг осенило, как обустроить Россию! Помнится,
было время, когда за 20 кг макулатуры давали дефицитную книжку...
Это - сегодня книжки мало чем отличаются от дорожного мусора...
Но вот если за 20 кг сегодняшних книжек (или рассыпанного
вдоль трассы хлама) давать литр бензина, то у нас и дороги
будут чистыми, и народу будет некая польза от нефтедолларов!
Правда, в нашей-то поездке солнечным майским
днем - на дороге как раз прямо европейская стерильность ,
только обочины - русские, совсем неподстриженные, и - в подснежниках.
Пушкин поддакивает: "Вообще дороги в России (благодаря
пространству) хороши - и были бы еще лучше, если бы губернаторы
менее об них заботились. Например: дерн есть уже природная
мостовая; зачем его сдирать и заменять наносной землею, которая
при первом дождике обращается в слякоть?"
Пушкин напоминал о себе всю дорогу... За 20
км до Торжка, после Медного мы свернули в Раёк - взглянуть
на усадьбу Глебовых-Стрешневых, пока в ней еще не сделали
vip-отель. От трассы до усадьбы километра три по узенькой
дорожке. Сразу после поворота дорогу перебежал заяц.
- Разворачиваемся! Даже Пушкин, когда
ему дорогу перебежал заяц, дальше не поехал и вернулся!
- А как же Львов (архитектор, литератор, поэт)? Заяц же -
не кошка! И мы едем не на Сенатскую площадь!!!
К счастью, зайчишка тут же вернулся и перебежал дорогу назад.
Так что предмет спора испарился, и за полчаса мы благополучно
ознакомились с усадьбой Глебовых, которая (несмотря на отсутствие
документальных подтверждений), скорее всего, была построена
Николаем Львовым . Усадьба впечатляет даже в таком потрепанном
виде. Узнаваема рука мастера, большого поклонника Палладио.
Его творения (в том числе и семейные имения) рассыпаны по
всему Новоторжскому уезду. Одно из этих имений - в Василево
на выезде из Торжка. Там любимый архитектор Павла I сложил
из местных морен Большой Арочный мост без применения связующего
раствора!
|