Поздней
осенью световой день короток, а очень хотелось побродить еще
по Монрепо. Поэтому в Выборг заскочили на минутку. Как известно,
Выборгский замок - единственный в России памятник западного
средневекового зодчества, точнее, хорошо защищенная шведская
крепость.
Заложена
она была в 1293 году, спустя два века после того, как эпоха
викингов благополучно завершилась, а их крещеные потомки вполне
могли участвовать в крестовом походе шведского маршала Торгильса
Кнутссона, который фактически был в это время правителем Швеции
при малолетнем короле Биргере. Этот же Кнутссон через 7 лет
построит и Ландскрону, предшественницу Ниеншанца и Петрозавода.
Но с Ландскроной выйдет осечка, новгородцы сумеют ее взять
и разрушить, что сильно скажется на карьере Кнутссона. Маршал
будет отстранен от власти и в 1306-м казнен. А здесь был его
звездный час, торговое поселение корел вблизи Воловьего (ныне
- Замкового) острова он разрушил, на острове заложил замок
и основал Святой город - Выборг.
Целью третьего крестового похода шведов было принудить язычников-корелов
принять латинскую веру. Новгородцы, правда, уже обратили всех
желающих в христианство, но формальное разделение Западной
и Восточной Церквей случилось задолго до этих событий, поэтому
новгородцы для посланников папы были те же язычники. Неудивительно,
что маршала в походе сопровождал епископ. Удивительно, что
в честь епископа, как пишут
некоторые журналисты, был назван 50-метровый донжон. Возможно,
с легкой руки "МК" эта нелепица была растиражирована
в сети. Маршальского епископа, кстати, звали Петер, а Олафович
у него было отчество. Олаф - вообще у скандинавов имя популярное.
Ну а тот Олаф, в честь которого была названа башня (и не
только в Выборге, и не только башни с замками, но и церкви),
жил на несколько веков раньше Кнутссона, шведом не был и к
набегам крестоносцев никакого отношения не имел, скорее, наоборот,
с новгородцами его связывала крепкая дружба.
Впрочем, шведы за 200 лет до основания Выборга с русскими
тоже дружили и даже состояли на службе у Ярослава Мудрого,
женатого на их соотечественнице - дочери первого христианского
короля Швеции Олафа Скетконунга. Шведскую принцессу звали
Ингигерд, и вполне возможно, что ладожские земли назвали Ингрией
(позднее Ингерманландией) в ее честь. Во всяком случае, выходя
замуж, она потребовала в качестве вено (выкупа за невесту)
именно эту территорию.
У другого претендента на сердце Ингигерд прозвище было -
Толстый. Наверное, в те времена это было комплиментом, потому
что юноша "был невысок, коренаст и силен. Волосы у него
были русые, лицо широкое и румяное, кожа белая, глаза очень
красивые, взгляд острый, и страшно было смотреть ему в глаза,
когда он гневался." Был он, как и отец принцессы, конунгом,
только норвежским, и звали его тоже - Олаф (сын Харальда Гренландца
и праправнук Харальда Прекрасноволосого).
Олаф Норвежский сватался к дочери Олафа Шведского еще раньше
Ярицлейфа, более того, она отвечала ему взаимностью, хотя
в глаза его не видела, зато много слышала о нем от своего
дяди, желающего примирить шведов с норвежцами. У скандинавов
тогда тоже была сплошная междоусобица, и Олаф Шведский своего
норвежского тезку знать не хотел: "Таков твой совет, Ингигерд,
чтобы я отказался от власти в Нореге, а тебя отдал в жены
Олафу Толстому. Этому не бывать. Напротив, зимой на тинге
в Уппсале я объявлю всем свеям, что народ должен собраться
в войско, раньше чем вскроется лед. Я отправлюсь в Норег и
предам эту землю огню и мечу, и так отплачу им за их неверность"
Однако, тинг (народное собрание) постановил отдать Ингигерд
норвежскому конунгу, невеста отправила в подарок своему жениху
"шелковый плащ с золотым шитьем и серебряный пояс" и
было назначено время и место для свадьбы... Счастливый жених
приехал, но невесты не дождался. Тинг конунгам не указ, шведский
Олаф разгневался не на шутку, и дочь отдал замуж в Гардарики.
Дочери тогда отцу не перечили, а отцы выдавали дочерей замуж
в надежде обзавестись союзниками. Вот шведский конунг и выбрал
себе в друзья конунга Ярицлейфа , хотя, может, и наоборот,
Ярицлейфу было выгодно породниться со шведами, его ведь не
зря потом Мудрым прозвали.
А Олаф Норвежский тайком женился на второй дочери Олафа Шведского,
хотя об Ингигерд он не забыл, и не только с ней встретился
позже в Гардариках, но и отправил ей на воспитание своего
сына Магнуса, рожденного, правда, не женой, а наложницей:
"...думается мне, что нигде моему сыну не будет лучше, чем
у конунга Ярицлейфа и княгини, которую я знаю как самую выдающуюся
из женщин и более чем дружелюбно расположенную ко мне". Сам
он посетил Ингигерд в тяжелые для себя времена, потеряв союзников
и власть. В те времена от политических противников бегали
не из России в Скандинавию, а наоборот, оттуда - сюда. Через
полгода Олаф засобирался назад, хотя Ярослав принял его хорошо,
даже готов был княжество какое-нибудь дать. Но Олаф принял
решение возвращаться в Норег, где и погиб вскоре, 35 лет от
роду.
Однако, за время своего правления он много успел сделать
для христианизации норвежцев и освобождения страны из-под
власти чужеземцев. За это через год после смерти церковь канонизировала
его и провозгласила "вечным королем" Норвегии, тем
более, что и имя его переводится с древнескандинавского, как
"происходящий из древнего рода". Мощи первого норвежского
святого оказались нетленными, и с ними стали происходить случаи
чудотворения. Например, волосы и ногти продолжали расти так,
что их постоянно приходилось подстригать. Вспомнили и о его
прижизненных чудесах, саги сложили, а его сын Магнус, получив
престол, ввел празднование дня Святого Олафа.
Одна из самых любимых легенд в народе о короле Олафе II рассказывает,
как он спас со скалы раненую козу, и после выздоровления она
каждую ночь стала приносить ему редкие целебные растения.
Поэтому в новогоднюю ночь норвежские детишки в свои башмаки
кладут угощение для козы, от которой наутро ждут подарков.
А со своей любимой небесный покровитель Норвегии и последний
западный святой, признаваемый и православной церковью (церкви
разделились спустя 20 лет после его смерти) встретился на
небесах. Ингигерд - благоверная княгиня Ирина, прожив 30 лет
в браке с Ярославом, родила 9 детей, в 1045 году приняла монашеский
постриг и после смерти тоже была причислена к лику святых
с именем Анна Новгородская.
|