"Меня, как реку, Суровая эпоха повернула.
Мне подменили жизнь. В другое русло, Мимо другого потекла
она, И я своих не знаю берегов."
Анна Ахматова
Лучший
друг Николая Гумилева Владимир Казимирович Шилейко в 1918
году жил в северном флигеле Шереметевского дворца. Гумилев,
узнав, к кому уходит его жена, не поверил: "Это же не
муж, а - катастрофа!" Позже и сама Ахматова признает
этот брак мрачным недоразумением. Но как ученый Шилейко был
гениален. Он знал 40 языков, наизусть читал целые таблицы
на ассирийском языке, и то, что он успел сделать за свою короткую
жизнь, до сих пор до конца не изучено. В "шумерийской
кофейне", как называла Ахматова тесную комнату-пенал
(за неизменный запах кофе и раскиданные повсюду клинописные
таблички), они прожили 2 года.
В
1926-м Анна Андреевна вновь вернулась в Фонтанный дом, теперь
уже - в южный флигель, в просторную квартиру комиссара Русского
музея и Эрмитажа Николая Николаевича Пунина. В 1921-м ему
повезло. Арестованный в один день с Гумилевым по Таганцевскому
делу, он остался жив благодаря хлопотам за него Луначарского.
С Пуниным брак был самым длинным, правда, Ахматовой пришлось
жить в одной квартире с его бывшей семьей.
В
этой квартире и находится самый известный музей Анны Ахматовой,
оформленный сегодня по всем канонам 21 века. Инсталляция метафорического
пространства поэтического мира Анны Андреевны приглашает в
Белый зал Шереметевского дворца, где происходит действо "Поэмы
без героя". В этот зал, кстати, реально можно было войти
с той же лестничной площадки, что и в коммунальную квартиру
Пуниных. Радиогида в музее нет, но чтобы помочь правильно
"ассоциировать", бабушки-наблюдательницы раздают
посетителям листочки-описания всех фрагментов инсталляций.
Сама Ахматова говорила про свою поэму так: "Поэма - волшебное
зеркало, в котором каждый видит то, что ему суждено видеть".
У
"Стены плача" мне суждено было увидеть "Плот
медузы"... Три года назад, тоже осенью, во "флигеле-руине"
архитектурного музея в Москве устроили инсталляцию кораблекрушения
"Плот в никуда" (по ассоциациям с картиной Жерико
"Плот Медузы")... На стене плача в Фонтанном доме
- фотографии тех, кто оказался "на плоту" вместе
с Ахматовой. Ей суждено было остаться на плаву дольше всех.
Если бы не светлые фантазии Елены
Ремеровой в галерее "Сарай", то с нахлынувшим
после Фонтанного дома "чувством мировой пустоты"
справиться было бы сложнее.
|