Осенний скучный день. От долгого дождя
И камни мостовой, и стены зданий серы;
В туман окутаны безжизненные скверы,
Сливаются в одно и небо и земля.
(В.Брюсов, "Тени прошлого", 1898)
По
возвращении из Питера в Москву, Серебряный век меня отпустил
не сразу, и логично было начать с Музея Серебряного века.
- А вы кто? - огорошили меня вопросом в прихожей дома Брюсова.
- А это разве не музей? - удивляюсь я.
Оказалось, я пришла в "неурочное время": рядовые
потребители культуры, интересующиеся Серебряным веком, нынче
- удивление для сотрудников музея. Основные посетители музея
- школьники с учителями, но сейчас - каникулы, уроков в школах
нет. Тем не менее, для меня - единственного посетителя - и
свет включили в мемориальном кабинете Брюсова, и о музее рассказали,
и о его хранителях-подвижниках, и о нем самом, как о поэте,
переводчике и теоретике стиха.
- Мы старались сохранить кабинет, каким он был при Валерии
Яковлевиче, как будто хозяин кабинета только что вышел...
Хозяин
кабинета "вышел" уже эпоху назад - в 1924-м, а его
вещи и архив сохранились благодаря его вдове Иоанне Матвеевне
и литературному секретарю Елене Владимировне Чудецкой. Впрочем,
книги свои Брюсов спас сам: чтоб не допустить разграбления
своей библиотеки, Брюсов вступил в партию большевиков в 1920-м.
Такая вот версия.
На
рабочем столе - открытая антология армянской поэзии, работу
над которой иначе как подвигом не назовешь. Том вмещает в
себя 15 веков! армянской поэзии. Для ее издания в 1916-м году,
Брюсов (меньше чем за год) выучил армянский язык, изучил армянскую
литературу, историю, армянские гимны, сделал огромное количество
переводов, составил и отредактировал антологию. Фактически
он спас армянскую поэзию для человечества после геноцида в
1915-м, и неудивительно, что армянский народ присвоил ему
звание Народного поэта Армении.
Рядом с томом армянской поэзии на рабочем столе
Брюсова - бюст Лауры. На стенах - картины, гравюры, фотографии,
в том числе той, которую Брюсов погубил... Имя его склоняется
во всех сегодняшних исследованиях об "эротизме без берегов"
и "невозможном эросе", или даже черной магии начала
20 века... Но в моем сознании все это теперь уходит на второй
план. А на переднем - звучит армянский гимн, услышанный в
монастыре Гегард, в Армении, влюбившую меня в себя так, что
я даже начала учить армянский язык, чтоб прочитать "Вардананк"
в оригинале... Да, неожиданный поворот. Об армянской странице
в жизни Брюсова мне ничего не было известно.
На втором этаже - зал для концертов (рояль был
подарен Брюсову Луначарским) и залы, посвященные различным
стилям и жанрам культуры "серебряного века": символизму,
акмеизму, имажинизму, футуризму. Афиши концертов и балов,
выполненные теперь уже знаменитыми художниками, портреты поэтов
кисти Серова, Кульбина, Лансере, Малютина. Брюсов и Бальмонт,
Гумилев и Ахматова ("Ты победительница жизни, а я товарищ
вольный твой"), Блок, Волошин, Кузьмин, Ходасевич, Есенин,
Маяковский... Книги в переплетах с орнаментами и затейливыми
шрифтами, оформлены художниками объединения "Мир искусства",
ставшими основоположниками "искусства книги"...
Жаль, экскурсовода мне не положено.
- Приходите к нам на концерты, - приглашает меня смотрительница
залов.
|