"Желание странствовать не профессия, а склонность души.
Она или есть, или ее нет. У кого есть, тот уж изменить не может.
У кого нет, тому - незачем."О.Куваев "Дом для бродяг"

"Симулякр соблазна или соблазн симулякра?"
(Часть 2: Манеж, фотобиеннале, апрель 2006)

"Коль скоро мир движется к бредовому положению вещей, и мы должны смещаться к бредовой точке зрения." (Жан Бодрийяр)

Бодрийяр вспомнился потому, что этот философ (фотографии которого экспонировались на предыдущем фотобиеннале) - самый большой "дока" в симулякрах и соблазне на сегодня, а одна из тем нынешнего фотобиеннале - как раз "соблазн".

Главной площадкой "Соблазна" объявлен большой Манеж, а главным соблазном для зрителей, идущих в большой Манеж, заявлен Ян Саудек (Jan Saudek). Где-то до 75-го года этот чех снимал субъективную реальность, данную ему в ощущениях, а потом нашел обшарпанную стену, около которой стал множить симулякры ("симулакрум" = копия копий) - образы реальности, которой на самом деле нет. В биографии, рассказанной им самим, находка стены выделена, как значимый этап его жизни... Думаю, что если бы он не прочел в 8 лет книжку "Путешествие на край ночи" Селина, то мерзости в его творчестве было поменьше.

Про то, что я живу в эпоху симулякров, я теперь стараюсь не забывать, когда иду на выставку современного искусства. На каком-то из первых московских фотобиеннале выставок было не так много, и можно было легко посмотреть практически все, что предлагалось. Однако, первая же площадка остудила мой пыл... Безупречные по технике исполнения фотографии в человеческий рост изображали дюжину хорошо одетых мужчин, которые чего-то (издалека было непонятно) там на уровне солнечного сплетения "вертели" руками. Оказалось, собственные развороченные кишки... В следующем зале демонстрировался половой акт с козой, еще дальше - фотосессия "в бикини" ... на кладбище, на фоне похоронной процессии...

Тогда мое не подготовленное к симулякрам сознание едва справилось с предлагаемыми умствованиями, выдаваемыми за искусство фотографии. Но с симулякрами тоже все не так просто... И чтобы понять, истинны ли эти симулякры, или это симулякры симулякров, читаю всё, что написано на стенах Манежа рядом с фотографиями - Пинкавы (у которого - проблемы с красотой юности), Саудека (- проблемы с красотой женской), Лоретты Люкс (- с красотой детской, а, может, что-то не так в отношениях с детьми или собственным детством)... А заодно и понять, почему меня не соблазняет уродство. Одна цитата со стен Манежа:

"Куда девалась красота? Смысл искусства - и особенно фотографии вовсе не в том, чтобы создавать и изображать какую-то красоту... Фотография призвана документировать, провоцировать, агитировать, полемизировать, шокировать, изобретать как можно больше мерзости, получать удовольствие от тошноты зрителя - все может современное искусство, только - не дай бог, изображать красоту." По крайне мере, понятно, какой соблазн в уродстве... Хотите, чтобы вас считали современным художником?


А в Новом Манеже симулякров почти нет, там - соблазн романтичного Парижа Брассая, современника Йозефа Судека, и "Конфликты" - репортажи со всего света о войне и мире.


В ГУМе - симулякры Казановы и "Гарпастума", а также - потрясающий театрик Жильбера Гарсена (Gilbert Garcin), и репортажи Федерико Пателлани (Federico Patellani). Снятые итальянским фотожурналистом мгновения (антропометрические замеры на конкурсе красоты, портреты будущих звезд - Софи Лорен, Марины Влади и др... ) - это светлая сторона того времени. Победа на конкурсе была для девчушек шансом выбраться из нищеты, в которой жила вся послевоенная Италия: одна пара обуви на всю семью, лепешки на завтрак, обед и ужин, 16-часовой рабочий день...

 

Ян Саудек "Письмо" (1975)

Симулякр Гамлета?

Симулякр Христа?

5 метров симулякров

Идущие мимо

Не симулякр

Этот верный друг человека идет в Чернобыльский реактор с видеокамерой, прикрепленной на голове.

Настоящего
(не симулякров) много в правой половине Манежа - на выставке (до 12 апреля) Эдуарда и Алексея Жигайловых.

 


Copyright © 2003 LStudio
Hosted by uCoz