"Коль скоро мир движется к бредовому
положению вещей, и мы должны смещаться к бредовой точке
зрения." (Жан Бодрийяр)
Бодрийяр вспомнился потому, что этот философ (фотографии
которого экспонировались на предыдущем фотобиеннале) - самый
большой "дока" в симулякрах и соблазне на сегодня,
а одна из тем нынешнего фотобиеннале - как раз "соблазн".
Главной
площадкой "Соблазна" объявлен большой Манеж, а главным
соблазном для зрителей, идущих в большой Манеж, заявлен Ян
Саудек (Jan
Saudek). Где-то до 75-го года этот чех снимал субъективную
реальность, данную ему в ощущениях, а потом нашел обшарпанную
стену, около которой стал множить симулякры ("симулакрум"
= копия копий) - образы реальности, которой на самом деле
нет. В биографии, рассказанной им самим, находка стены выделена,
как значимый этап его жизни... Думаю, что если бы он не прочел
в 8 лет книжку "Путешествие на край ночи" Селина,
то мерзости в его творчестве было поменьше.
Про то, что я живу в эпоху симулякров, я теперь стараюсь
не забывать, когда иду на выставку современного искусства.
На каком-то из первых московских фотобиеннале выставок было
не так много, и можно было легко посмотреть практически все,
что предлагалось. Однако, первая же площадка остудила мой
пыл... Безупречные по технике исполнения фотографии в человеческий
рост изображали дюжину хорошо одетых мужчин, которые чего-то
(издалека было непонятно) там на уровне солнечного сплетения
"вертели" руками. Оказалось, собственные развороченные кишки...
В следующем зале демонстрировался половой акт с козой, еще
дальше - фотосессия "в бикини" ... на кладбище,
на фоне похоронной процессии...
Тогда мое не подготовленное к симулякрам сознание едва справилось
с предлагаемыми умствованиями, выдаваемыми за искусство фотографии.
Но с симулякрами тоже все не так просто... И чтобы понять,
истинны ли эти симулякры, или это симулякры симулякров, читаю
всё, что написано на стенах Манежа рядом с фотографиями -
Пинкавы (у которого - проблемы с красотой юности), Саудека
(- проблемы с красотой женской), Лоретты Люкс (- с красотой
детской, а, может, что-то не так в отношениях с детьми или
собственным детством)... А заодно и понять, почему меня не
соблазняет уродство. Одна цитата со стен Манежа:
"Куда девалась красота? Смысл искусства - и особенно
фотографии вовсе не в том, чтобы создавать и изображать какую-то
красоту... Фотография призвана документировать, провоцировать,
агитировать, полемизировать, шокировать, изобретать как можно
больше мерзости, получать удовольствие от тошноты зрителя
- все может современное искусство, только - не дай бог, изображать
красоту."
По крайне мере, понятно, какой соблазн в уродстве... Хотите,
чтобы вас считали современным художником?
А в Новом Манеже симулякров почти нет, там - соблазн романтичного
Парижа Брассая, современника Йозефа Судека, и "Конфликты"
- репортажи со всего света о войне и мире.
В
ГУМе - симулякры Казановы и "Гарпастума", а также
- потрясающий театрик Жильбера Гарсена (Gilbert
Garcin), и репортажи Федерико Пателлани (Federico Patellani).
Снятые итальянским фотожурналистом мгновения (антропометрические
замеры на конкурсе красоты, портреты будущих звезд - Софи
Лорен, Марины Влади и др... ) - это светлая сторона того времени.
Победа на конкурсе была для девчушек шансом выбраться из нищеты,
в которой жила вся послевоенная Италия: одна пара обуви на
всю семью, лепешки на завтрак, обед и ужин, 16-часовой рабочий
день...
|