Первая
остановка: Переславль
и окрестности
Про Плещеево озеро и Потешную флотилию вы, конечно, знаете...
А знаете ли вы, что на гербе города - красуется знаменитая ряпушка
- "царская селедка", которая подавалась к великокняжескому
и царскому столу? Уже с 1498 года (при Иоанне III) был введен
обычай при короновании наследника престола подавать к столу блюдо
из переславских "сельдей". Между прочим, ряпушка водится
в "глубинах" Плещеева озера до сих пор, правда ... глубин
в озере мы не нашли ,
искупаться в нем сложно, во всяком случае около ресторана
"Ботик", в котором можно попробовать ту самую ряпушку.
Знаете ли вы, что недалеко от Александровской горы, возле ручья
Рябцовки, выбегающего из оврага у деревни Криушкино, лежит "Синь-камень"?
Говорят, что на этом камне никогда не лежит снег, и он настолько
твердый, что от него нельзя отколоть ни кусочка, но самое главное...
он "ходит"
По преданию, когда-то он находился на вершине холма. Почти до
конца XVI в. местное население поклонялось ему и приносило жертвы.
А потом, по приказу Василия Шуйского, камень зарыли, но через
200 лет он вновь "вылез" ... В 1788 г. камень хотели
использовать для фундамента новой церкви. При перевозке по льду
озера камень провалился под воду. А через 70 лет он постепенно
стал появляться из воды. Сохранились фотографии начала века, где
этот камень - величиной с автобус! Сейчас же - на него вполне
можно сесть, что все и делают, веря в его способность исполнить
желание, на нем загаданное
Проверить нам это не удалось: камень не "вписался" в
наш маршрут.
А
знаете ли вы, что правительственный автомобиль ЗиМ был поставлен
на рельсы? И
- чем отличается узкоколейная дорога от обычной, кроме ширины
между рельсами?
Наконец, знаете ли вы, что из Переславля можно еще проехать на
"кукушке"
по Берендееву царству на берегах озера Плещеева? Ну а если знаете
, то
все равно не проезжайте мимо Музея
паровозов, что в деревне Талицы (в 18 км от Переславля)! А
рядышком с ним, на Блудовом болоте, любил гулять Михаил Пришвин,
и "Кладовую Солнца" про эти места написал.
То,
чего нам не рассказали в музее паровозов.
Когда-то,
в огромной Римской империи возникла проблема в организации постоянных
грузовых перевозок, для чего требовались специальные дороги. Конные
колесницы, как основной вид транспорта, должны были ехать с грузами
и днем, и ночью. Но как во тьме не выскочить за границы дороги?
Выход из проблемы нашел Юлий Цезарь: необходимо сделать одинаковую
колею для всех колесниц, чтобы в покрытии дорог постепенно возникли
каменные желоба, которые бы сдерживали и направляли колеса. Император
выдал соответствующий указ, установив ширину колеи 1435 миллиметров.
С тех времен все телеги в Европе изготовлялись уже с такой шириной
колеи. Когда появились первые железный дороги на конной тяге, то,
естественно, колея не изменилась. Переход к паровой тяге был осуществлен
также на основе существующей колеи в 1435 мм, и она сохранилась
на железных дорогах Западной Европы до наших времен.
А вот в Русской империи, когда начали строить железную дорогу, неожиданно
принимают ширину колеи на 89 миллиметров больше, то есть - 1524
мм. Как это ни удивительно, но в архивах не сохранилось документов,
которые объяснили бы такое решение. Существует лишь две версии,
которые не исключают друг друга.Согласно первой, русское правительство
изменило ширину колеи из соображений государственной безопасности
- необходимо было воспрепятствовать использованию отечественной
колеи возможным противником. Колею сделали не просто более широкой,
а именно на такую величину, чтобы было невозможно поставить другую
("внутреннюю") рейку. Сначала необходимо было срывать
"русский" рельс, а потом закреплять ее же к поврежденным
шпалам, сдвинув на 89 миллиметров.Второе объяснение такое: из-за
русского бездорожья легче было при строительстве железных дорог
пускать нагруженные телеги внутри колеи. Также, например, в условиях
войны, в случае острого недостатка вагонов, можно было по путям
на телегах перевозить все необходимые грузы.
С сайта "История Подолии"
Есть,
правда, еще неприличная анекдотическая версия (из книги Н.А.Синдаловского
"Мифология Петербурга": "Император Николай Павлович
просматривал проект железной дороги Москва - Петербург. Предстояло
решить один важный вопрос: какой должна быть ширина колеи - узкой,
как в Германии, или шире, как предлагали инженеры. Император с
утра был не в духе и потому раздраженно наложил резолюцию: "На
шире?"
С тех пор на всей территории России колея железной дороги на ...
шире, чем в Европе."
|