|
На Крестовском буйствовала весна, цвела сирень и танцевали деревья, протягивая друг к другу "руки". Но не так-то просто было забыть о Фрейде Турист в некой местности спрашивает у прохожих как ему
пройти туда-то. Останавливается психотерапевт, выслушивает вопрос, и
отвечает:
- Я не знаю как туда пройти, но разве не прекрасно то, что мы смогли поговорить об этом так откровенно? Вот так и мы приставали к прохожим с вопросом, где тут растут деревья "с ногами"? Вопрос удивления не вызывал Нам объяснили в конце концов, куда идти, чтоб их найти! Университет. Сессия. Читальный зал. Полно народу: все как бы готовятся
к экзаменам. К одному студенту подходит другой:
— Слушай, а ты книгу вверх ногами держишь! — А ты что, Фрейд, что ли? — Причем тут Фрейд? — Это же — книга! Какие у нее могут быть ноги? Ты еще скажи, что я ей меж страниц заглядываю! Психиатр - пациенту:
- Итак, каждую ночь вам снится какое-то кошмарное существо, которое кидается на вас, кричит и бьет вас по голове скалкой? Разумеется, это видение исчезает после пробуждения? - В том-то и дело, что нет, доктор! Утром оно обычно кричит: "Хватит дрыхнуть, бездельник, отведи детей в детский сад". Смотрите,
Воробьянинов! - закричал Остап.
- Видите - двухэтажная дача. Это дача Медикосантруда. - Вижу. Хорошая дача.
Да присмотрели мы тут недвижимость на свою голову. Только я нацелилась на нее фотоаппаратом, как вдруг откуда ни возьмись подлетает "черный ворон" (марку не помню), высовывается оттуда мужик и на чистом английском спрашивает: "Do you speak english?" "Ya, ya, натурлих. А что?" - поддерживаю я разговор. "А то! Снимать тут нельзя!" Надо же, фотоаппарат у меня и сам этот кадр засветил |
Музей
сновидений Фрейда. " Войдем, - печально сказал Остап, - там по крайней мере прохладно. И потом посещение музея входит в программу путешествующих врачей-общественников!" ("Золотой теленок", глава "Багдад"). Врачей, правда, среди нас не было, но мы вошли. В здании института психоанализа было, действительно, прохладно и ... сумрачно. На стенах длинного коридора - выставка Теему Мяки "Мрак видим" (Teemu Maki "Darkness visible"). Картины подготовили меня к встрече с миром Фрейда - соответствующе . "Теему
Мяки - возможно самая спорная фигура в современном финском искусстве.
Несмотря на то, что он - победитель всевозможных конкурсов и признанный
во всем мире художник, его работы вызывают горячие обсуждения, и некоторые
из них были даже подвергнуты цензуре и запрещены. Мяки известен за свою
бескомпромиссность в художественных высказываниях, непреклонную борьбу
с капиталистическим обществом потребления, слащавым эстетизмом и ложью
морали." (цитата с обложки монографии “Teemu Maki”, 2002, издательство
Like).
- Я вам помогу, - сказал Остап.
- Мне приходилось лечить друзей и знакомых по Фрейду. Сон-это пустяки. Главное-это устранить причину сна. "Толкование сновидений" Фрейда входит в десятку книг, "которые определили ход истории на протяжении последнего тысячелетия", и открытие в 1999 году музея сновидений Зигмунда Фрейда было приурочено к столетию выхода этого труда в свет. Но в Санкт-Петербурге Фрейд не был, хотя и, начитавшись Достоевского, городом интересовался (видимо, как пациентом ). Музей - скорее, виртуальный, ведь собраны в нем экспонаты "не материальной, но психической реальности". А устроители музея заявляют о его "терапевтической функции". Куратор Венского музея Фрейда - Лидия Маринелли остроумно заметила, что “отсутствие прямой связи между местом и событием превращает музей в психоаналитическое пространство. …Правду в рамках психоанализа следует искать только в самых неподходящих местах”. Первый "сознательно-предсознательный" зал (светлый) предлагает ознакомиться с жизнеописанием Фрейда и его знаменитыми описаниями сновидений, проиллюстрированными Павлом Пепперштейном. Зарисованные кошмары не вызвали у меня интереса, да и к фрейдовской универсальной теории человеческого поведения я отношусь с большим скепсисом, хотя и признаю ее "полезность" в особых случаях Во втором "предсознательно-бессознательном"зале (темном), предлагается экскурсия по "виртуальному сновидению" Фрейда. Вехи маршрута - восемь световых боксов с фигурками-аллегориями из коллекции Фрейда. В последнем боксе светится "мраморный Белый Павиан Тота - аллегория гармонии чувств и интеллекта, воплощение бога Тота, того, кто дал человеку иероглифическую письменность, с которой Фрейд сравнивает сновидения". О других - читайте на сайте музея! Для любознательных: Павиан был священным
животным Тота, бога мудрости, счета и письма в египетской мифологии.
В древнейший
период
истории Египта павиану отводилась роль ведущего в праздниках фараона,
позднее эти функции были перенесены на Тота.
Полумрак мегасновидения сильно мешал мне рассматривать инсталляции, запрятанные за стеклянными витринами, я даже пожалела, что у меня нет фонарика . В путеводителе по музею написано, что там должны быть "фотографии с репродукций, которые Фрейд скрупулезно отбирал в процессе путешествия по Италии, фото дорогих людей, копии писем". Зато... темнота способствует "общению" зрителя со своим подсознанием. По замыслу создателей музея, в этой темной комнате можно "посоучаствовать": вызвать собственные ассоциации, заглянуть в тайные уголки своей души и даже помедитировать перед большим белым экраном. Только вот мое сознание решительно не хотело лезть в потемки подсознания, своего или чужого, во мне нет даже зачатков вуайеризма, на который рассчитывали создатели экспозиции, и в голову лезли совершенно посторонние мысли . Для меня само слово "сновидения" ассоциируется с волшебным миром грез, полетов в облаках и сказочных странствий. Мне абсолютно не хотелось "ассоциировать" в компании с Фрейдом, и меня довольно быстро вынесло "на свежий воздух". Проходя вновь мимо фрагментов темного душевного мира Мяки, подумалось, что этому художнику пора побывать на сеансе у психоаналитика, но теперь, заглянув на его сайт, понимаю, что, пожалуй, уже поздно. У всех бывают разные настроения и состояния, однако, творец, использующий для самовыражения акты насилия и убийства, вряд ли способен спасти себя и мир людей, который и так балансирует на краю пропасти. В голове всплыли слова Бендера: "Побольше цинизма. Людям это нравится." Неожиданно мое подсознание стало яростно спорить с Остапом, выудив из недр тезис Шиллера-Достоевского "Красота спасет мир". Глаза и фотоаппарат в это время стреляли по уличной "живописи" . А ноги несли на Крестовский . Полезные ссылки для тех, кто хочет
правильно подготовиться к посещению музея сновидений. Рекомендую
также прочитать книгу Пола
Ферриса "Зигмунд Фрейд". Есть
там и признание отца-основателя психоанализа о том, как трудно писалась
его книга:
"Я
не могу прожить больше двух часов в день, не прибегнув к помощи друга
марсалы
[сорт вина]. "Он" внушает
мне мысль, что все не так мрачно, как мне кажется, когда я трезв. "
Музей в Лондоне Музей Фрейда в Вене |
©
Copyright 2004. All Rights Reserved
|