"Желание странствовать не профессия, а склонность души.
Она или есть, или ее нет. У кого есть, тот уж изменить не может.
У кого нет, тому - незачем."О.Куваев "Дом для бродяг"

Путешествие из Москвы в Петербург

"Моря и океаны водки испиваются на помощь бюджету, а в Новгороде, напротив древней и бесполезной Софии, торжественно воздвигнут бронзовый колоссальный шар на память о тысячелетии уже минувшего беспорядка и бестолковщины..."
(Ф.М.Достоевский "Бесы")

Видно, сильно достала Федора Михайловича власть, раз он на древнюю Софию перо свое поднял. Ну а памятник ругать было принято во все времена - и искусствоведами (эклектика!), и историками (искажает историческую правду!). К счастью, новгородцы ни с теми, ни с другими не согласились, и после того, как отбили город в январе 1944-го, восстанавливать Новгород начали не с домов, а с этого монумента. Уж больно символична и страшна была картина, открывшаяся солдатам на центральной площади Детинца: снесенный наполовину шар-держава и полузасыпанные снегом "трупы" Владимира Крестителя, Дмитрия Донского, Петра Первого... Немецкий генерал собирался украсить фигурами русских правителей двор своего приятеля в Германии и, готовя их к перевозке, демонтировал памятник (болты перерубались зубилами, фигуры просто сбрасывались на землю).

...По официальной (дворянской) историографии 1000-летие Российского государства пришлось на 1862 год, когда в России правил реформатор Александр II. Идея памятника принадлежала вдохновителю крестьянской реформы и министру внутренних дел Сергею Степановичу Ланскому. В его адрес герой "Однодума" Николая Лескова воскликнул: "Чудак, чудак! Быть ему графом!" Чудак Ланской, действительно, стал графом, но в кресле министра не удержался. Что касается памятника, то, побывав в юности и масоном, и декабристом, в свои 70 лет Ланской-министр вдруг озаботился прославлением монархического правления на Руси и в 1857-м году подготовил записку "о сооружении в Новгороде памятника первому Русскому государю Рюрику".

Кабинет министров посчитал, что в бронзе достойны быть увековечены все государи, а не только Рюрик, и было решено воздвигнуть народный памятник всей тысячелетней истории государства. Император Александр II идею одобрил и вскоре был объявлен конкурс на лучший проект памятника, отражавшего 1000-летнюю историю России и русскую национальную идею - православие, самодержавие, народность. В конкурсе победил 23-летний выпускник Академии Художеств Михаил Микешин. Старик Клодт обиделся на всю жизнь, хотя участвовать в конкурсе он посчитал недостойным звания академика.

Микешину помогал его друг, студент скульптурного класса И. Н. Шредер, который так проникся русской историей, что даже хотел сменить свою немецкую фамилию на что-нибудь благозвучное, русское, например "Глина". Макет памятника, сделанный для конкурса, напоминал шапку Мономаха, хотя в реальном проекте был задуман стилизованный колокол-благовест, верх которого представлял собой шар-державу - символ русской государственности. Вокруг шара разместились скульптурные композиции, отражающие 6 главных эпох в истории России (на момент 1862 года), как и было заявлено в конкурсном задании. Во главе эпох - Рюрик-основатель, Владимир-креститель, князь Дмитрий Донской - победитель татар, первый "государь всея Руси" Иван III, первый Романов и первый император. Остальные правители (в том числе и Ярослав Мудрый) и государственные люди, попали только в нижний "народный" ярус.

Фигуры для горельефа нижнего яруса отобрать было непросто. В отборе персонажей Микешину помогали знаменитые ученые и писатели, и споры были жаркие. У всех было свое особое мнение о том, кто более всех прожил жизнь по принципу "служения России". Но окончательное слово все-таки было за государем. Александр II согласился с забвением в истории Ивана Грозного, но не своего батюшки - Николая I, для которого велено было найти место на памятнике. А вместо Грозного, кстати, на памятник попала его первая жена Анастасия Романова, чье служение России заключалось в природных добродетелях и "смирении гнева" супруга.

Нижний ярус условно поделен на 4 группы. Анастасия Романова вместе с императрицей Екатериной попала в "государственные люди", княгиня Ольга - в "просветители" (вместе с Нестором-летописцем) , а Марфа Борецкая оказалась среди "героев и военных людей". И больше на памятнике для слабого пола места не нашлось, если не считать самой России (стоящей на коленях перед ангелом) и девушки с ребенком, ожидающей крещения около Владимира Святого.

Четвертая группа - самая малочисленная - "писатели и художники". Радищева ("бунтовщика хуже Пугачева") среди них, конечно, нет. Ну и правильно. Мои учителя даже не подозревали, как он меня расстроил и возмутил. Надо же было назвать свою книгу - ПУТЕШЕСТВИЕ. А под обложкой что? Это ж называется - скрытая реклама ... Кстати, путешественников на памятнике истории России еще меньше, чем женщин: вот разве что - адмирал Лазарев да ... Ермак .


Монумент во славу побед героев-новгородцев - но уже из другой эпохи - возвышается к югу от Кремлевской стены на Екатерининской горке. До революции на его месте в специальном павильоне хранилась яхта, на которой императрица Екатерина II совершила путешествие по Мсте из Боровичей до Новгорода. Увидев этот памятник сразу после предыдущего, поневоле задумаешься о том, а сколько женщин (летчиц, космонавток, трактористок) было бы на памятнике 1100-летия России! Да и Россия была бы, наверное, с серпом, а не на коленях . Впрочем, если фантазировать дальше..., то у героев памятника 1200-летия России вообще не различишь пол. А вместо колокола и вовсе сваяют пузырь с сепульками .


Памятник
"1000-летие России"

Шар символизируюет державу - эмблему царской власти. Коленопреклоненная женщина, стоящая на нем, олицетворяет Россию, а осеняющий ее ангел с крестом - православную церковь.

Вокруг шара - 6 скульптурных групп из 17 фигур

Подножье памятника опоясывает горельеф окружностью 26,5 м.На нем помещено 109 фигур
Полезная информация

Подробно о всех персонажах памятника можно прочитать в книге Виктора Смирнова "Россия в бронзе", посвященной истории памятника, его создателям и героям, или на сайте, созданном на основе этой книги

Монумент Победы
был открыт в 1974 году

Про этот памятник в народе говорят: "скульптор Нерода слепил урода". Уж больно непривлекателен всадник, да и не сразу поймешь, что под копытами коня попранная свастика

Зато с башни высотой 23,5 м отлично видно все окрестности


Copyright © 2005 LStudio
Hosted by uCoz