"В предложении переводчика заключался
ясный практический смысл, предложение было очень солидное,
но что-то удивительно несолидное было и в манере переводчика
говорить, и в его одежде, и в этом омерзительном, никуда
не годном пенсне."
("Мастер и Маргарита", М.Булгаков)
По первому московскому адресу Михаила Булгакова
(Большая Садовая, д.10) расположены сразу два музея писателя,
оба - в левом крыле дома, но в разных подъездах. В "нехорошей
квартире" (кв.50) - музей традиционный, работающий в
дневное время с 13 до 19.00, а ночные экскурсии и театрализованные
шоу проводит "Булгаковский дом" - неформальное объединение.
В квартире 52 допоздна работает кафе, вот и собираются здесь
по вечерам поэты, литераторы, любители мистики, почитатели
Булгакова и другие полуночники. Однажды и меня туда занесло.
Не спать всю ночь из-за Булгакова уже приходилось,
давно, правда. Тогда роман, распечатанный рулоном на перфорированной
бумаге, достался мне без очереди, и надо было успеть "домучить"
его до наступления утра. К концу первой части интерес к мистерии,
устроенной Воландом, угас, но в начале второй части автор
пообещал рассказать про вечную любовь... Пришлось напрячься
и заварить еще чайничек кофе. Наконец наступило утро, истерзанная
душа Мастера обрела покой, а мне пришло время идти на лекцию...
Но вместо лекции моя душа отправилась спать. Роман ее смутил
и запутал. "Нет, ребята, все не так, все не так, ребята...
Евангелие "от Воланда" (или Мастера) мне сравнить
было не с чем, мои представления о боге и вере ограничивались
картинками Бидструпа и спорами с бабушкой, про масонские обряды
и вовсе никакого понятия не было... Единственное, в чем моя
душа была уверена, так это в том, что для полетов во сне и
наяву ей никаких шприцов баночек с кремом от Азазелло
не требуется. А выход есть всегда. Надо только его искать...
Кстати, спорить с Мастером никому почему-то не приходило в
голову. НЕ восторгаться романом в "приличном обществе"
было все равно что признаться в собственной глупости. Правда,
всегда можно было уйти от обсуждения плохо понятого содержания
к смакованию безупречной формы.
В теперешние времена, по словам нашего экскурсовода
в пиджаке "от Коровьева", ночная экскурсия по следам
романа стала самым настоящим корпоративным брендом для многих
московских фирм. Не пойдешь гулять в ночь - уволят! За 2 часа
от начала экскурсии его трескучая болтовня в стиле урока для
старшеклассников уже изрядно утомила. Возможно, мы бы и справились
с вопросами лучше, если бы не его манера говорить. Сначала
надо было угадать, что он спросил. Маргариту он сократил до
"мриты", приличного человека - до "пришного".
Ну а "Саардамского плотника" в "мстрдмском"
распознать не смог никто.
Наконец, к 3 часам ночи от разгадывания словесных
ребусов то ли из-за "фефекта фикции" самого экскурсовода,
то ли от такой его манеры речи в Коровьевском образе - мы
перешли к загадыванию желаний. В музее есть специальный ящичек,
куда можно бросить записку с желанием или письмо самому Мастеру!
- Некоторые загадывают: "Хочу встретить своего Мастера/Маргариту",
и желания сбываются!
- А в этом году точно исполнится?
Хм... Обещанного, как известно, три года ждут.
При этом, о том, кто способствует исполнению желаний, можно
только догадываться ...
И оно вам надо? Счастье c Мастером, как известно, светит только
после жизни стакана фалернского вина, приготовленного
по особому рецепту.
Во дворе дома номер 10 по Большой Садовой
Экскурсия
по следам свиты Воланда именуется вообще-то романтической
прогулкой. И это - правда. Тысячи фонарей освещают Москву
ночью, город и сам по себе романтичен, тем более - в хороводе
снежинок. Наконец-то случилась первая метель в этом году,
и тротуары накрыло пушистым покрывалом. К тому же, Патриарший
пруд давно приведен в порядок, отреставрированы даже исторические
светильники о пяти рожках. Так что и глубокой ночью можно
легко снимать без вспышки. Снежную круговерть, правда, без
штатива снять сложно, но есть мгновения, когда фотоаппарат
становится лишним. Захотелось отстать от группы и побыть в
тишине.
Что
я и сделала у памятника Крылову и его басням. Но в этот поздний
час на Патриарших мы были не одни. Вдруг в конце аллеи, на
которой Берлиоз с Бездомным встретили Воланда, появились два
прилично одетых гражданина.
- Если мы сможем идентифицировать, что тут изображено... -
донеслось до меня. Похоже, тестируют себя на степень опьянения.
Помочь что ли?
5.10
утра. Слева - храм Христа Спасителя, справа - памятник Гоголю,
книгами которого Миша Булгаков зачитывался уже в детстве.
Тогда же он познакомился и с православием, причем далеко не
поверхностно, имея деда-священника. Сегодня, кстати, на следующий
день после Крещения, христианский мир будет вспоминать крестителя
Христа, чью голову Ирод преподнес Саломее... Булгаковеды разыcкали
и сопоставили все возможные аналогии с героями и эпизодами
романа, но боюсь, что понять "евангелие" от самого
Булгакова нам не дано никогда. Даже читая его в контексте
эпохи, мы никогда не будем чувствовать ее так же, как его
современники... А седьмым доказательством является само существование
романа. "Помоги, Господи, кончить роман", - написал Булгаков
на одном из черновиков.
...Фляжка с фалернским вином коньяком
- весьма кстати. Кто-то вывел формулу здоровья: "Вы есть
то, что вы едите". А формула здоровья души: Вы есть то,
во что вы верите? Самое время сыграть в "веришь-не веришь".
- Верите ли вы в то, что Deus
conservat omnia?
- Или в то, что рукописи не горят?
- А верите ли вы (на часах - почти 6 утра, позади - бессонная
ночь, за окном автобуса - свежевыбеленная Москва) в то, что
коньяк - это божественный
напиток?
И независимо от того, во что вы верите, мц квадрат еще никто
не отменил: фляжка опустела - сил прибавилось!
|