- Мне бы триста рублей! - вскричал заведующий.
- Я бы здесь Лувр сделал!
("Золотой теленок" Ильф и Петров)
Мимо музея архитектуры я проходила много раз - все как-то
не было повода туда заглянуть. И вот наконец грянуло событие,
которым полны новостные обзоры сми. Кажется, что о фотобиеннале
не знают только совсем уж "дикие москвичи", то есть отлученные
(разве что по собственному желанию) от масс-медиа пространства.
Пресс-релизы и пиар спонсоров просто-таки провоцируют весенний
гон на фотоискусство у тех, кто неравнодушен к фотографии.
Ну
а поскольку в заявленных темах меня более всего интересовали
"путешествия", то логично было начать с музея им.
Щусева, занимающего особняк на Воздвиженке, где парадная анфилада
отдана Стефану Кутюрье с его серией "Городская археология",
впечатлениям Владимира Греви (Ястржембского) от встречи с
Азией, плюс - серии то ли бельгийских, то ли французских развалин
Владимира Мишукова и фотошопным "Интервалам" француза
Матье Бернара-Реймона.
Встреча
с Азией оказалась самой интересной, а фотографии Кутюрье я
не столько рассматривала, сколько решала задачку: один это
кадр или - склейка. Если один, то какой камерой сняты небоскребы
без всяких пространственных искажений, если склейка - то из
скольки кадров... В любом случае, фотографам и зрителям повезло
с "местом", и если выставка вдруг вызовет скуку,
то можно задрать голову вверх и разглядывать потолочные плафоны
с лепными карнизами, скульптурные медальоны да люстры.
Первый
в мире научно-исследовательский архитектурный музей размещается
в бывшей городской усадьбе семьи Талызиных, помогших в свое
время Екатерине II с дворцовым переворотом. Незадолго перед
войной 1812-го усадьба была продана саратовскому помещику
Устинову, которого запомнили не только потому, что в гостях
у него однажды побывал Пушкин, но и благодаря тому, что он
восстановил усадьбу после пожара первой Отечественной войны...
А после революции "Дом Талызиных/Устиновых" отдали
народу под коммуналки, и поэтому, когда в 1945-м его у народа
забрали "для музея", реконструкция парадной анфилады
продолжалась почти 20 лет.
Реконструкция
продолжается и до сих пор. Еще две выставочные площадки -
во дворе усадьбы. В трапезной Аптекарского приказа - в рамках
биеннале демонстрируются парадные портреты судей (Кристиан
Курреж), а в бывшей конюшне, которую хозяева усадьбы Талызины
переделали в трехтажный флигель, выставка "наших"
- "Русский взгляд на Европу".
Выставочное
пространство под названием "Флигель-руина" появилось у МУАРа
благодаря некой строительной фирме, которая в начале 90-х
деньги на реконструкцию взяла, разобрала перегородки советских
коммуналок, "раздела" флигель до кирпичных сводов
и дубовых перекрытий, да и пропала...
Пока я соображала во дворике, где тут вход в Аптекарский
Приказ, из флигеля вывалился восторженный иностранец:
- Фантэ-э-эстик плэйс!
|