"Желание странствовать не профессия, а склонность души.
Она или есть, или ее нет. У кого есть, тот уж изменить не может.
У кого нет, тому - незачем."О.Куваев "Дом для бродяг"

"Фантэстик плэйс "
(фотобиеннале, апрель 2006, часть первая)

- Мне бы триста рублей! - вскричал заведующий. - Я бы здесь Лувр сделал!
("Золотой теленок" Ильф и Петров)

Мимо музея архитектуры я проходила много раз - все как-то не было повода туда заглянуть. И вот наконец грянуло событие, которым полны новостные обзоры сми. Кажется, что о фотобиеннале не знают только совсем уж "дикие москвичи", то есть отлученные (разве что по собственному желанию) от масс-медиа пространства. Пресс-релизы и пиар спонсоров просто-таки провоцируют весенний гон на фотоискусство у тех, кто неравнодушен к фотографии.

Ну а поскольку в заявленных темах меня более всего интересовали "путешествия", то логично было начать с музея им. Щусева, занимающего особняк на Воздвиженке, где парадная анфилада отдана Стефану Кутюрье с его серией "Городская археология", впечатлениям Владимира Греви (Ястржембского) от встречи с Азией, плюс - серии то ли бельгийских, то ли французских развалин Владимира Мишукова и фотошопным "Интервалам" француза Матье Бернара-Реймона.

Встреча с Азией оказалась самой интересной, а фотографии Кутюрье я не столько рассматривала, сколько решала задачку: один это кадр или - склейка. Если один, то какой камерой сняты небоскребы без всяких пространственных искажений, если склейка - то из скольки кадров... В любом случае, фотографам и зрителям повезло с "местом", и если выставка вдруг вызовет скуку, то можно задрать голову вверх и разглядывать потолочные плафоны с лепными карнизами, скульптурные медальоны да люстры.

Первый в мире научно-исследовательский архитектурный музей размещается в бывшей городской усадьбе семьи Талызиных, помогших в свое время Екатерине II с дворцовым переворотом. Незадолго перед войной 1812-го усадьба была продана саратовскому помещику Устинову, которого запомнили не только потому, что в гостях у него однажды побывал Пушкин, но и благодаря тому, что он восстановил усадьбу после пожара первой Отечественной войны... А после революции "Дом Талызиных/Устиновых" отдали народу под коммуналки, и поэтому, когда в 1945-м его у народа забрали "для музея", реконструкция парадной анфилады продолжалась почти 20 лет.

Реконструкция продолжается и до сих пор. Еще две выставочные площадки - во дворе усадьбы. В трапезной Аптекарского приказа - в рамках биеннале демонстрируются парадные портреты судей (Кристиан Курреж), а в бывшей конюшне, которую хозяева усадьбы Талызины переделали в трехтажный флигель, выставка "наших" - "Русский взгляд на Европу".

Выставочное пространство под названием "Флигель-руина" появилось у МУАРа благодаря некой строительной фирме, которая в начале 90-х деньги на реконструкцию взяла, разобрала перегородки советских коммуналок, "раздела" флигель до кирпичных сводов и дубовых перекрытий, да и пропала...

Пока я соображала во дворике, где тут вход в Аптекарский Приказ, из флигеля вывалился восторженный иностранец:
- Фантэ-э-эстик плэйс!

 

Владимир Мишуков «Шарлеруа, Туркуан»

Памятник архитектуры ХVII в. - "палата для кормления"

Флигель-руина


Copyright © 2003 LStudio
Hosted by uCoz