Автопробег. День первый.
Первая остановка: Переславль и окрестности

Про Плещеево озеро и Потешную флотилию вы, конечно, знаете... А знаете ли вы, что на гербе города - красуется знаменитая ряпушка - "царская селедка", которая подавалась к великокняжескому и царскому столу? Уже с 1498 года (при Иоанне III) был введен обычай при короновании наследника престола подавать к столу блюдо из переславских "сельдей". Между прочим, ряпушка водится в "глубинах" Плещеева озера до сих пор, правда ... глубин в озере мы не нашли , искупаться в нем сложно, во всяком случае около ресторана "Ботик", в котором можно попробовать ту самую ряпушку.


Знаете ли вы, что недалеко от Александровской горы, возле ручья Рябцовки, выбегающего из оврага у деревни Криушкино, лежит "Синь-камень"? Говорят, что на этом камне никогда не лежит снег, и он настолько твердый, что от него нельзя отколоть ни кусочка, но самое главное... он "ходит" По преданию, когда-то он находился на вершине холма. Почти до конца XVI в. местное население поклонялось ему и приносило жертвы. А потом, по приказу Василия Шуйского, камень зарыли, но через 200 лет он вновь "вылез" ... В 1788 г. камень хотели использовать для фундамента новой церкви. При перевозке по льду озера камень провалился под воду. А через 70 лет он постепенно стал появляться из воды. Сохранились фотографии начала века, где этот камень - величиной с автобус! Сейчас же - на него вполне можно сесть, что все и делают, веря в его способность исполнить желание, на нем загаданное Проверить нам это не удалось: камень не "вписался" в наш маршрут.


А знаете ли вы, что правительственный автомобиль ЗиМ был поставлен на рельсы? И - чем отличается узкоколейная дорога от обычной, кроме ширины между рельсами? Наконец, знаете ли вы, что из Переславля можно еще проехать на "кукушке" по Берендееву царству на берегах озера Плещеева? Ну а если знаете , то все равно не проезжайте мимо Музея паровозов, что в деревне Талицы (в 18 км от Переславля)! А рядышком с ним, на Блудовом болоте, любил гулять Михаил Пришвин, и "Кладовую Солнца" про эти места написал.


То, чего нам не рассказали в музее паровозов. Когда-то, в огромной Римской империи возникла проблема в организации постоянных грузовых перевозок, для чего требовались специальные дороги. Конные колесницы, как основной вид транспорта, должны были ехать с грузами и днем, и ночью. Но как во тьме не выскочить за границы дороги? Выход из проблемы нашел Юлий Цезарь: необходимо сделать одинаковую колею для всех колесниц, чтобы в покрытии дорог постепенно возникли каменные желоба, которые бы сдерживали и направляли колеса. Император выдал соответствующий указ, установив ширину колеи 1435 миллиметров. С тех времен все телеги в Европе изготовлялись уже с такой шириной колеи. Когда появились первые железный дороги на конной тяге, то, естественно, колея не изменилась. Переход к паровой тяге был осуществлен также на основе существующей колеи в 1435 мм, и она сохранилась на железных дорогах Западной Европы до наших времен.

А вот в Русской империи, когда начали строить железную дорогу, неожиданно принимают ширину колеи на 89 миллиметров больше, то есть - 1524 мм. Как это ни удивительно, но в архивах не сохранилось документов, которые объяснили бы такое решение. Существует лишь две версии, которые не исключают друг друга.Согласно первой, русское правительство изменило ширину колеи из соображений государственной безопасности - необходимо было воспрепятствовать использованию отечественной колеи возможным противником. Колею сделали не просто более широкой, а именно на такую величину, чтобы было невозможно поставить другую ("внутреннюю") рейку. Сначала необходимо было срывать "русский" рельс, а потом закреплять ее же к поврежденным шпалам, сдвинув на 89 миллиметров.Второе объяснение такое: из-за русского бездорожья легче было при строительстве железных дорог пускать нагруженные телеги внутри колеи. Также, например, в условиях войны, в случае острого недостатка вагонов, можно было по путям на телегах перевозить все необходимые грузы.

С сайта "История Подолии"


Есть, правда, еще неприличная анекдотическая версия (из книги Н.А.Синдаловского "Мифология Петербурга": "Император Николай Павлович просматривал проект железной дороги Москва - Петербург. Предстояло решить один важный вопрос: какой должна быть ширина колеи - узкой, как в Германии, или шире, как предлагали инженеры. Император с утра был не в духе и потому раздраженно наложил резолюцию: "На шире?" С тех пор на всей территории России колея железной дороги на ... шире, чем в Европе."



© Copyright 2002. All Rights Reserved
Hosted by uCoz